Кризис заставит пойти в школу раньше? - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+22 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кризис заставит пойти в школу раньше?

Кризис заставит пойти в школу раньше?

Увидела объявление по телевизору в бегущей строке о наборе детей в 0-й подготовительный класс с 5-6 лет. И призадумалась… Некоторые родители вообще ломают голову: стоит ли отдавать любимое чадо в первоклашки в 6 или по-старинке в 7 лет?

  • 23 Июля 2009
  • 1705
Фото - Caravan.kz

С одной стороны раньше сядешь — раньше выйдешь. А с учетом грядущего перехода на 12-летнее образование и бешеный процесс акселерации, когда современные дети по росту и интеллектуальным возможностям значительно опережают своих ровесников позапрошлого века, можно предположить, что сын и так закончит школу усатым дядькой, а дочь — сформировавшейся женщиной. И дай бог, к тому времени, если еще обойдется без их собственных детей! С другой стороны: ребенок-первоклассник — это уже не детсадовец. Нагрузка другая, спрос — тоже. С обеих сторон: и с ребенка, и с родителей. Весь первый год носить в школу портфель, встречать-провожать ребенка на занятия — вам, а корпеть над чистописанием и учиться читать вслух — вместе!
Впервые у нас заговорили о готовности детей к школе в конце 40-х годов. Именно тогда было принято решение о переходе к обучению детей не с 8 лет, как было до этого, а с 7-летнего возраста. Очередное понижение возраста для первоклассников, когда в школу можно было попасть уже с 6 лет, наступило в 1983 году.
Наверное, часть нынешних родителей помнит путаницу в начальных классах, когда после 3-го ученик перепрыгивал через 4-й сразу в 5-й. Это результат того, что почти 20 лет в нашей стране предполагали ввести обучение в начальной школе двух типов: начиная с шести лет по программе 1-4 и начиная с семи лет по программе 1-3. Это нововведение было предложено в виду того, что в большинстве детских садов банально не хватало ни квалифицированных педагогов, ни обыкновенных воспитателей. Но и это новшество на практике полностью себя не оправдало. По нескольким причинам: во-первых, потому, что не все школы могли предоставить соответствующие условия для такой группы учеников, во-вторых, оказалось, что и сами шестилетки готовы учиться в школе далеко не все. Конечно, был опыт зарубежных стран, где школа начинается для ребенка в 5-6 лет, но совершенно в другом режиме: там занятия проходят в свободной манере общения и, например, заявление, что ребенок устал и «играть в эту игру не хочет» не поставит никого в трудную ситуацию. Сейчас мы плавно движемся в том же направлении, а тонкую грань, когда ребенок «готов стать школьником» или готов, но в «режиме детства» самостоятельно все-таки предстоит родителям.
По информации заместителя начальника ГорОО Степногорска Татьяны Викторовны Семенюк всего предшкольной подготовкой (и в детсадах и в школах) в городе в этом году планируется охватить 870 детей-пятилеток и 804 шестилеток. «Детскими садами охватим всех пятилеток, — сказала Татьяна Викторовна, — в этом году сделали упор на создание мест именно в старших группах, чтобы все детишки получили предшкольную подготовку. Поэтому 3-леток, например, в этом году в сады и не берем!»
Пока у степногорских педагогов результаты по охвату предшкольной подготовкой неплохие — 87%. Немного статистику портят поселки, в которых детских садов или мало, или нет совсем. Как например, в п.Бестобе. Вот на них-то в основном и ориентированы 0-е классы с пяти-шестилетками! Всего по Степногорску и поселкам планируется сформировать 23 «нулевых» класса из 530 начинающих учеников.
Дабы окончательно составить мнение иду в ближайшую школу. Тем более, что и причина у меня действительно уважительно. Недавно сыну отпраздновали юбилейные 5 лет. Может действительно пора начинать грызть гранит науки, а не машинки гонять с младшим братом?
«Никаких особенных требований к подготовке ребенка для поступления в «нулевой» класс нет, — рассказывает мне заведующая начальных классов школы №8 Елена Степановна Вострикова, — ведь этот класс и так, по сути, является подготовительным. Если ребенок может самостоятельно кушать, ходить в туалет — этого вполне достаточно»!
Занятия для нулевичков проходят в облегченном режиме: исключительно 5-дневка, только 3 часа в день (с 9 до 12 часов), занятия по 30 минут и с 15-20 минутными переменками.
В расписании малышей будут практически такие же предметы, как и в детсаду в старших группах: физкультура, окружающий мир, казахский язык, музыка, ИЗО, аппликация, развитие речи, лепка, конструирование плюс математика, валеология и художественная литература. Кстати, тяжелые ранцы домой каждый день таскать не придется — педагоги разрешают оставлять их в течение учебной недели в классе. Что еще?
Узнав, что моему сыну только 5 лет, присутствующая здесь же мама девочки 6-летки мгновенно отреагировала: «Не советую пока. Даже в нулевой! Мы сына своего тоже так отдали — очень тяжело потом ему было и мне приходилось кучу времени тратить. Сейчас у них уже алгебра начнется, так мне вообще страшно становится. А оставлять ребенка на второй год — психологически сложно».
У заведующей начальных классов Елены Степановны тоже есть различные примеры по результатам прошлого года, когда школьники-нулевички, как без проблем двигались дальше — в первый класс, так и предпочитали «задержаться в детстве» еще на год. Ведь дело вовсе не в том, чтобы растянуть или сжать объем преподаваемого материала, а в том, чтобы ребенок мог эффективно усвоить предлагаемые ему знания. Детские психологи до сих пор не пришли к единому мнению вообще по поводу обучения ребенка в школе с 6-то лет! Мол, у таких детишек мелкие движения пальцев рук и кистей еще недостаточно отработаны и координированы, а значит, он с трудом будет овладевать навыками письма. И вообще, у шестилетки еще сохраняется полученная от рождения физиологическая дальнозоркость, и работа с букварем и прописями, когда приходиться напрягать глазные мышцы грозит риском закончить школу близоруким «очкариком». А ранний подъем и отсутствие дневного сна делают ребенка раздражительным, плаксивым, сонливым на уроках и возбужденным к вечеру. Так недалеко и до неврозов, требующих помощи психоневролога.
В общем, думайте сами, решайте сами, а лучше проконсультируйтесь у психолога! Мы пока решили со школой, даже в «0» повременить, потому что от добра добра не ищут. И раз уж повезло с местом в детсаде и замечательными педагогами, то будем готовиться к школе здесь.
Впрочем, педагоги нисколько не сомневаются в дефиците в этом году «нулевиков». Кризис серьезно подкосил бюджет многих родителей таких промышленных городов, как Степногорск. К тому же снова на порядок поднялась оплата за питание в детских садах. Так что вариант «ребенка — в подготовительный класс» для многих родителей станет возможностью сэкономить на оплате детского сада и занять себя незанятых и недозанятых любимым чадом.

Фото с сайта http://img.babyblog.ru