Не знаю, как вы, а я ощущаю до мурашков по коже, что происходит что-то совершенно безобразное. И если вовремя не вспомнить, что кризис – это урезание расходов и пересмотр карманного бюджета и пережить его можно все-таки не потеряв человеческого облика, то может возникнуть действительно много проблем.
Недавно я обратилась к известному врачу, который годами “пестовал” свое имя, носит почетное звание профессора. Уже много лет этот светила медицины работает на себя, открыл свою частную клинику и успешно ведет бизнес. Потому что люди верят и готовы платить за услуги самого высшего уровня. А тут кризис. Планы по переезду частной клиники в более удобное помещение оказались под вопросом. При этом поток клиентов значительно уменьшился. Возможно, что я и мой ребенок были тем самым последним шансом спастись профессору от неминуемой голодной смерти. Иначе объяснить я происшедшее не могу…
Доктор, осмотрев ребенка, поставил страшный диагноз на всю жизнь. И тут же стал выписывать дорогостоящий курс лечения и лекарства, которые можно приобрести только заграницей. При этом заметил, что у него большие связи и он готов помочь их купить. Со слезами на глазах я спросила, уверен ли он в диагнозе, ведь это переворачивает всю нашу жизнь? Профессор не колебался и тут же стал звонить по своим делам, узнавая, как там с переездом в новое здание. Не поверить ему, человеку с таким громким именем, было сложно.
Но я рискнула, прошла кучу обследований у “бесплатных” врачей в обычной поликлинике. Там, узнав, что я из газеты, “накручивать” ничего не стали. Диагноз сняли. Когда я показала врачам первую бумажку профессора, у них волосы встали дыбом: такие диагнозы ставить можно только по результатам консилиума врачей, а назначенное лечение – просто убойное для ребенка.
Можно было списать эту историю на невезение и исключение из правил. Но она повторялась, куда бы я ни обращалась. Всюду “надежные” люди пытались объегорить, получить добавку. Стоматолог, который лечит меня уже 10 лет и которому я верила, как самой себе, стал “пропихивать” дорогостоящие услуги, без которых, оказывается, нельзя даже пломбу поставить. “Пройди курс минерализации за 120 тысяч тенге, и только после этого я начну лечение зубов, каждый по 15 тысяч”, – сказал он мне. Продавец овощного ларька у дома, который раньше был для меня эталоном честности, вдруг стал обвешивать, менять ценники. Почти “подруга дней моих суровых” – повариха, которая всегда готовила торты для нас, обсчитала меня и подсунула просроченный крем на детское торжество… И не побоялась, что дети могут отравиться!
Началась какая-то тотальная гонка за лишним процентом, за тройной ценой. Возможно, эта паника и люди пытаются урвать перед грядущим кризисом, создать себе какую-то подушку безопасности…
Но есть же какой-то предел. Девальвация моральных принципов, обесценивание человеческих ценностей, дефолты совести. Этот кризис будет пострашнее тех, которые мы переживали…
Не могу забыть слова экономиста Магбата Спанова, который несколько лет назад сказал мне, что казахстанцы слишком хорошо живут. И зарплаты у них неоправданно завышены. Разбаловались мы. А ведь нам всегда всего казалось мало. Мы меняли каждый год телевизоры, мобильные, мебель, шубы. А теперь боимся даже представить, как жить по-другому… Вот и готовы ради нового гаджета плюнуть в душу любому…
Алматы