Последняя, 8-я статья цикла была посвящена прогнозам по части Интернета. Кстати, спустя больше двух лет, можно смело резюмировать, какие из них оправдали себя, а какие — нет. Блогеры живее всех живых, хотя их дело пытаются мочить в сортирах национальной безопасности, электронные платежные системы и интернет-банкинг продолжают развиваться, порно — все также задорно (обло, стозевно и лаяй).
Сегодня я представляю номер девятый, потому что пришла пора поговорить и об этом.
Как кризис повлиял на Интернет вообще и Казнет в частности? Предлагаем вашему вниманию 10 черточек-признаков, подмеченных веб-обозревательским недремлющим оком.
1. Начнем с самого фундаментального — доступа в сеть. Цены за услуги снизились: мелкие розничные продавцы провайдерских услуг обзванивают потенциальных клиентов, суля грандиозные скидки и иные преференции. Если брать крупных игроков, то исполнительный директор по маркетингу АО «Казахтелеком», Руслан Берстембаев еще в апреле в одном из республиканских изданий говорил: «С марта 2008 года скорость доступа всех «мегалайнеров» на внутренние ресурсы компании была увеличена в два раза — для того, чтобы создать казахстанцам дополнительный стимул для посещения отечественных интернет-ресурсов. Более того, данный трафик совершенно бесплатен. В 2009 году с 1 марта увеличен объем трафика, включенного в ежемесячную плату по тарифному плану Megaline-Turbo, с 2 до 10 Гбайт без увеличения абонентской платы. И снижена плата за последующий трафик по тарифным планам Megaline-Turbo — на 68 процентов и Megaline-Start — на 74 процента. Существенно расширилась линейка приложений и сервисов интернета для пользователей Megaline. Если раньше интернет для подавляющего большинства потребителей ограничивался web-броузингом, почтой, мессенджерами, то сегодня уже привычными являются видеохостинг, обмен файлами, игры-online, наши клиенты сегодня могут слушать радио из многих стран, посылать на печать свои фотографии, что раньше было просто невозможно технически. Развивается совершенно иная культура интернета. Размер аудитории интернета сегодня приближается к 2,5 млн. человек, сайты-чемпионы посещают до 40-45 тысяч уникальных пользователей, что уже рассматривается как полноценный канал рекламы».
2. С другой стороны есть мнение, что темпы роста аудитории в казахстанском сегменте Интернета уменьшатся, ведь кризис приводит к падению доходов населения в регионах, которые и обеспечивали стабильный прирост. Но и тут есть плюс: те, кто уже подключен к Сети, скорее всего, будут проводить в виртуальном пространстве куда больше времени, ибо свободных денег на прочие развлечения становится все меньше. Ну, а если брать мировые показатели, в качестве примера можно привести приобретающий масштабную популярность микроблогинг Twitter. В июле 2009 года на Twitter зашли более 50 млн уникальных посетителей. При этом данная цифра не учитывает тех, кто использует специальные приложения для чтения и публикации записей.
3. Но есть и многие другие, которые считают, что заинтересованность компаний и граждан в онлайновом бизнесе снижается. И объяснение более чем банальное — большинство компаний должны будут решать множество иных куда более насущных проблем. А факты свидетельствуют: по причинам, связанным с кризисом, уже упала активность банковского и финансового секторов, розничных сетей, а также компаний, работающих в сфере страхования, туризма и недвижимости.
4. А теперь о рекламе. Интернет продолжает «поджимать» традиционные СМИ. Кризис привел к резкому снижению оборота рекламы на медиа-рынке. У бизнеса и государственных организаций нет лишних средств на рекламные бюджеты, резко упала прибыль от рекламы, сократились поступления от распространения изданий. Обычно реклама давала две трети доходов СМИ. Остальное приносила подписка на газеты и журналы и их продажа в киосках. В этом году, например, в Германии впервые доходы от рекламы были меньше, чем доходы от распространения СМИ, сообщал в августе http://izdatel.kz со ссылкой на http://www.dw-world.de. В России тоже больше всех пострадали (по степени убывания) бумажные СМИ, наружная реклама, радио, телевидение (но меньше вышеперечисленных), а Интернет остался хоть и в небольшом, но плюсе (данные Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).
Уменьшение рекламных бюджетов заставляет рекламодателей искать более экономичные и эффективные способы воздействия на потребителей. А от владельцев СМИ, социальных сетей, блоговых платформ требуются серьезные усилия по формированию новых инструментов: сложных, интегрированных и применимых на нескольких площадках продуктов, понятных рекламодателю и содержательно, и с точки зрения ценообразования.
5. Продолжая тему рекламы. В конце 2008-го года был прогноз: рекламодатели увеличат расходы на интернет-рекламу, отказавшись от традиционных рекламных носителей. Такие данные приводятся в исследовании «Тенденции в области интернет-рекламы в 2009 году», проведенном агентством PR Technologies по заказу компании IMHO VI. Согласно результатам этого исследования, 38 из 70 опрошенных (54%) планируют перераспределить рекламные бюджеты и увеличить расходы на интернет-проекты. Причем основная причина этого — не cтолько привлекательность онлайн-кампаний с финансовой точки зрения, сколько ориентированность на целевую аудиторию, интерактивность, прозрачность бюджетирования, а также возможность оперативной оценки эффективности рекламных кампаний. Однако, будущее интернет-рекламы, по всей видимости, остается за видеопроектами. В мире темпы роста онлайн-видеорекламы в последние годы в два раза превышают рост в блогосфере и подкастах. Существуют оценки, по которым через два года каждые десять долларов, потраченные на рекламу в Интернете, будут принадлежать именно видеорекламе.
6. Но так дела обстоят в Рунете, а если обратить свой взор на Казнет, то…
Александр Васильев, генеральный директор интернет-компании PROFIT Online считает, что «финансовый кризис резко ограничил возможности спроса. Например, участники ИТ-рынка отмечают спад от 20 до 70 процентов. Чаще звучит цифра 40-50%. Естественная реакция в условиях спада — оптимизация расходов. Первой статьей расходов, подвергшейся серьезному сокращению, стала реклама (многие и вовсе от нее отказались). Позже пришло отрезвление и понимание, что совсем без рекламы тоже нельзя. Но отношение к рекламе и маркетингу изменилось — решения стали приниматься осторожнее и взвешеннее. Ярче выразилась тенденция перераспределения бюджета в пользу интернет-рекламы, как более прозрачному и понятному инструменту, поддающемуся оценке. Повысился интерес к менее затратным формам интернет-рекламы, таким как контекстная реклама и интернет-PR.
Но, несмотря на увеличение доли интернет-рекламы в общем бюджете, абсолютные показатели рекламы в интернете сильно упали. По предварительным оценкам нашей компании, в 2009 году объем рынка интернет-рекламы в Казахстане сократится на 30-40%.
Как ни странно, в большей степени пострадали крупные интернет-проекты, рассчитанные на массовую аудиторию. Сайты со средней посещаемостью и специализированные проекты ощутили отток рекламодателей в меньшей степени. Видимо, это связано с желанием клиентов четче сегментировать целевую аудиторию и снижением средней стоимости кампании.
Массового закрытия небольших проектов не наблюдается. Это связано с тем, что большинство из них держится исключительно на энтузиазме. А энтузиастам кризис не помеха».
7. В том, что кризис, в целом, имел для ИТ-отрасли негативные последствия, согласны все. По оценкам аналитиков самый серьезный удар пришелся на сегмент «железа». Он упал, отдав часть своих позиций рынку ИТ-услуг (специализация на консалтинге или внедрении крупных ИТ-систем — ERP, CRM, бизнес-приложений, проектных поставок и аутсорсинга в области поддержки информационных систем).
8. Обратимся к еще одному аспекту, проблеме безработицы. Как считают специалисты, сфера ИТ — одна из наименее пострадавших: за грамотных программистов по-прежнему идет борьба. Группа компаний HeadHunter информирует: самыми дефицитными по-прежнему остаются тестировщики, Web-дизайнеры и Web-мастера, инженеры и программисты.
Количество резюме менеджеров проектов, аналитиков и системных администраторов, наоборот, превышает число вакансий. Если говорить о зарплатах, то наиболее резко сократились заработные платы ИТ-аналитиков — на 20%. Незначительно уменьшились зарплаты тестировщиков и Web-мастеров. По-прежнему наиболее высокооплачиваемые специалисты в ИТ-сфере — менеджеры проектов. Прослеживается тенденция: увольняют тех, кто был занят на закрывшихся проектах, но уволенные достаточно быстро находят новую работу. И мало кто из работодателей избавляется от ИТ-специалиста с расчетом на более квалифицированную замену. В общем, найти профессионала и сейчас также сложно, как в докризисное время. Но конкурс на вакансию становится все выше, а работодатель — все требовательнее. Восстанавливается нарушенный баланс между зарплатой и уровнем квалификации. «Хантинг» одной компанией специалиста из другой с попутным ощутимым увеличением зарплаты канул в Лету.
9. Налицо активизация серферов, кликеров, МЛМщиков (бойцов мультилевел-маркетинга, привлекающего новых инвесторов в свои пирамиды. Те, кем интересуется очередная МЛМ-компания — не потребители или общество, а рисковые новички-инвесторы).
Сфера деятельности серферов и/или кликеров относится к так называемой «раскрутке сайта». Рекламодатель заказывает посетителей на свой сайт. Кликеры (серферы) получают в список своих заданий ссылку на заказанный сайт, висят там от полуминуты до минуты (есть тайминг), после чего задание считается засчитанным и на их внутренний счет попадает некая сумма (обычно мизерная — около цента).
Ну и, конечно, усиливается разгул однозначного и неприкрытого сетевого мошенничества: ложные предложения товаров и услуг, когда любителю «халявы» предлагают купить товар по очень низкой цене, но… с предоплатой; махинации с электронными платежными картами и виртуальными счетами клиентов, шантаж (вскрытые «личные кабинеты» в социальных сетях и блогах с интимными фото); подача ложных объявлений о больных детях или иных гуманитарных акциях со сбором средств на подставные счета.
10. А последним пунктом я бы отметила некий содержательный кризис электронных СМИ: с одной стороны пользователь все чаще алкает оригинальности и новизны, которой все меньше в традиционных информационных ресурсах, а с другой — у тех же инфосайтов тает возможность заказывать уникальный и эксклюзивный контент из-за сокращения расходных частей (штатных и гонорарных ставок).