Красавчику Бэйлу мы особо благодарны за роль Бэтмена, но он берет не только брутальностью. Способность Кристиана легко перевоплощаться то в гомосексуального журналиста, то в богатенького убийцу восхищает, а готовность худеть и набирать вес ради роли не сравнится с возможностями Рене Зеллвегер. В начале 2015 года актер удивил нас новым образом. В фильме Ридли Скотта «Исход: цари и боги» (в прокате с 1 января) Кристиан Бэйл исполнил роль пророка Моисея.
Тебя не пугало, что ты играешь библейского персонажа?
Да я был в ужасе! (Смеется.) Когда Ридли Скотт рассказал о фильме, мне это показалось какой-то нелепостью. Сандалии, длинные одеяния, пески — и все на полном серьезе. Но я доверился. Знаю, что этот режиссер умеет так обработать крупную, неповоротливую тему, что зритель будет биться в экстазе. Пришлось посмотреть фильм «Житие Брайана по Монти Пайтону», засесть за чтение Торы. Для хорошей игры мне было необходимо узнать, как сложилась жизнь пророка после тех событий, которые мы показали в кино.
Какие впечатления от прочитанного?
Если честно, я был поражен тем, что сделал Моисей, и тем, насколько он противоречив оказался как личность. Это и настоящий борец за свободу, и террорист одновременно. Но ни в коем случае не пример для подражания. По крайней мере, для современного человека. Он радикален, жесток, переменчив — и все из-за стремления к справедливости. В Египте он считался принцем и привык поддаваться соблазнам, воспитывался как второй после Бога. А когда ты ощущаешь себя чуть ли не священным и потом вдруг вынужден следовать за Господом — это проблема. Фильм об этом должен был стать невероятным.
И как тебе далась эта роль?
Очень непросто. Я боялся чересчур с ней сродниться, поэтому отвлекался как мог. Постоянно насвистывал песню из «Жития Брайана по Монти Пайтону» и веселился с Аароном Полом, который играл Иешуа. Его щетины было недостаточно — пришлось сбрить свои усы и носить накладные. И вот я всеми силами стремился рассмешить Аарона так, чтобы те отклеились. Хотя иногда это случалось без моего участия. Помню, однажды Аарон сосредоточенно произносил реплику, как тут из-за камеры донеслось: «Да держи же свои проклятые усы!» Мы долго смеялись. А еще я знал, что Аарон до тошноты не переносит верблюжьи лепешки, и, бывало, ими в него бросался. Естественно, его усы снова отклеивались — так бурно он… эм… реагировал. Мне-то было уже все равно, привык за недели жизни среди верблюдов, а посмеяться было просто необходимо.
С чувством юмора ясно, но, может, ты еще стал более религиозным?
Нет, ничуть. У меня иммунитет. В юности я состоял в «Свидетелях Иеговы» и стучался в дома с книжечками в руках — это было важной частью моей жизни. А позже вошел в англиканскую церковь. Но всегда, даже когда принимал таинство причастия, чувствовал скептицизм. Не понимаю фразы «На все воля Божья». Конечно, круто, когда из-за этой воли твоя жизнь отлично складывается, но как насчет тех, кто живет в совершенно адских условиях? Невинных детей, страдающих от болезней или насилия? Лично я не хочу иметь дела с таким Богом, хотя с большим уважением отношусь к религиозным людям. Понимаю их потребность в вере, в поддержке, надежде и никогда не буду относиться к этому цинично.
А заповедям ты следуешь? Они вообще нужны тому, кто не верит в Бога?
Сейчас я их даже с ходу не вспомню, хотя, когда работал над ролью, выучил все. Я уверен, что для чистоты совести ни религия, ни награда в виде жизни после смерти не нужна. Если ты, конечно, адекватный человек и не привык поступать с другими по‑свински.
Ты сказал, что был свидетелем Иеговы. Это помогло на пробах или в работе?
Нет, ни капли. К такому не подготовишься. Вот поэтому я всегда стараюсь быть предельно искренним, прочувствовать персонажа и играть так, чтобы трогало в первую очередь меня. Да и вообще, всегда стремлюсь брать яркостью образа, а не фактом моей известности.
Почему? Стесняешься статуса знаменитости?
Я себя так просто-напросто не ощущаю. Ради работы готов ко многому, но в жизни предпочитаю держаться в тени. Кроме того, я не слишком-то разбираюсь в истории этого искусства и не отношусь к числу его страстных поклонников.
Ты не любитель кино? Как же оно стало твоей работой?
Я тебе даже больше скажу: когда снялся в «Империи Солнца» Стивена Спилберга, решил, что ни за что не буду актером. Для подростка 13 лет известность — тяжкое бремя. Но позже втянулся. На самом деле это мое призвание, потому что я просто обожаю примерять на себя жизнь других. Прямо сейчас, например, думаю, каково это — быть журналистом.
И каково же?
Наверное, очень быстро привыкаешь постоянно задавать людям вопросы.
В точку! Я даже в жизни не могу расслабиться настолько, чтобы говорить исключительно о себе.
А представь, каково приходится мне! Раздавать интервью направо-налево. Но, если честно, мне это даже иногда нравится.
Ты, кстати, единственный актер наших дней, из-за которого в английский язык вошел термин «бэйлоголовые». Это про поклонников. Правда, после твоей женитьбы их немного поубавилось. Не переживал из-за этого?
Нисколько. Это одно из самых правильных решений в моей жизни, хотя мне тогда было 26 и я женился совершенно неожиданно для самого себя. Всегда думал, что сделаю этот шаг уже лет под 40. Но вдруг встретил Сиби и понял: к черту все эти «Я еще не готов». Если мы не будем вместе, я себе этого не прощу.
Кристиан Бэйл с семьей
Сиби, наверное, очень нравится видеть мужа таким разным.
Да-а-а, кажется, все женщины немного ей завидуют. У меня довольно часто меняется настроение, особенно в периоды работы над ролью, но жена даже любит эту черту моего характера. Она очень сильная женщина. А как иначе, если ты не знаешь, какой из твоих мужей придет к тебе вечером после работы?
Знаешь, ни одна из нас не отказалась бы встречать ужином Бэтмэна. А как Сиби терпела твой пивной живот, пока ты снимался в «Афере по‑американски»?
Она сама уговаривала меня взять эту роль! Те 20 кг, которые я набрал, ее бы уже не удивили. Зато наша дочь Эммелин очень веселилась. Ей тогда было 8, она с удовольствием шлепала меня по животу и обзывала толстяком. Но мне потом было неожиданно трудно похудеть со 100 кило до 80.
А как же твой рекорд — минус 30 килограммов за 4 месяца? В «Машинисте» ты выглядел пугающе тощим.
О-о-о, я просто был молод. Сейчас-то уже так не выйдет. Кстати, когда стремительно теряешь вес, проявляется странный эффект. Я еще никогда в жизни не был более спокоен и умиротворен. Энергия снизилась до нуля, телу не было ничего нужно. Но, если честно, ради этого ощущения я бы никогда не пожертвовал радостями жизни.
«Машинист», 2004
Пирамида
«Афера по‑американски», 2013
Top Film Distribution
Кстати, о них. Что делает тебя счастливым?
Очевидный ответ — моя семья: жена, дочь, полугодовалый сын. Еще у нас две собаки и три кошки, поэтому можешь себе представить, что творится дома! Мечтаю спокойно почитать в тихом углу, но таких мест у нас, кажется, скоро не останется. Хотя для меня это — идеальная жизнь.