В Костанайской области ни разу дело о насильственном удержании человека и принуждении его к труду не было выиграно в суде.
С завидным постоянством дела о рабстве разваливаются на стадии расследования, а то и раньше.
Вот недавний случай. Более года 34летний гражданин Украины удерживался на территории одного из крестьянских хозяйств в поселке Караменды Наурзумского района.
Виталий Белоконов утверждает, что его много раз били, угрожали, силой заставляли работать.
По словам Виталия, сам он из Луганска. В Костанайскую область приехал в 2000 году, до этого времени уже лет 6 скитался. Документов у него нет – потеряны. Сам – пьющий. Идеальная кандидатура для современного раба.
Пройдя все этапы гастарбайтера, от найма на краткосрочные работы в городе до бесплатного, за кусок хлеба, чабанства в том же Наурзумском районе, он и прибился к своему последнему хозяину.
Несколько попыток сбежать успехом не увенчались. А на этот раз вышло. Ушел Виталий со своей гражданской женой Ольгой. Добрались до поселка Караменды. Это, между прочим, райцентр. Там прямиком направился в евангелистскохристианскую церковь “Благодать”.
Пастор Фарид Гайнутдинов пару принял, сообщил о них в костанайский филиал Казахстанской медикопедагогической ассоциации. Известили и полицию.
Однако уголовного дела так и не возбудили. Полицейские сообщили, что “жильем, теплом, едой и работой Белоконов был обеспечен. Получал 3000 тенге в месяц. А это не рабство”. Получается, разница между наемным неквалифицированным трудом и рабством у нас настолько невелика?
Проблема в том, что костанайская полиция несколько лет назад уже крупно обожглась на деле о рабстве. В 2005 году двое братьев из Житикаринского района, владеющие отдаленным крестьянским хозяйством, обвинялись в насильственном удержании и эксплуатации нескольких бомжей. Людей освобождали с помощью спецподразделения полиции. Дело получилось громкое, но закончилось без приговора. Прокуратура решила, что доказательств недостаточно. Это единственный случай, когда дело дошло до суда.
Все житикаринские рабы, как и Виталий теперь, около трех месяцев обитали в костанайском центре адаптации. Но когда они вдруг поменяли свои показания в суде и стали заступаться за своих бывших хозяев, то потеряли право на благотворительные койки, так как перестали быть жертвами.
Где эти люди сейчас? Житикаринские крестьяне уверяют, что все там же, у своих хозяев. Работают.
Дела о рабстве априори считаются в Костанайской области неперспективными. В Актобе, например, по данным костанайских правоохранительных органов, удалось в суде доказать виновность пятерых обвиняемых в вербовке и транзите людей для эксплуатации.Ольга КОЛОКОЛОВА, Костанай
Джекпотрошитель в Сатпаеве
Леденящее душу преступление раскрыто в Сатпаеве. 25летний парень отрезал головы двум мужчинам.
…Ранним утром в пожарную часть города Сатпаева поступил вызов. Горела жилая квартира по улице Комарова. Пожарные прибыли на место, огонь быстро локализовали. И при осмотре квартиры пожарные увидели страшную картину: на кухне и в прихожей лежали два обезглавленных мужских тела. Тут же обнаружено было орудие преступления – кухонный нож, которым убийца отрезал головы жертвам.
По тревоге были подняты все силы полиции города. И вскоре в лесопосадке близ автостанции были обнаружены две головы. Принадлежность находок не вызывала сомнений. В тот же день участковый инспектор и оперуполномоченный ОВД Сатпаева по подозрению в совершении этого страшного преступления задержали 25летнего Константина Т., который проживал в той самой квартире, где были обнаружены обезглавленные трупы.
Задержанный дал признательные показания. В тот день в квартире он выпивал с сожителем своей матери, третьим был случайный собутыльник. В ходе пьянки пасынок и отчим начали ссориться. Первый обвинял второго в том, что тот обижает его мать. Ссора переросла в драку. Драка – в убийство. Парень убил сначала отчима, потом, чтобы не оставлять свидетеля, – третьего собутыльника. Чтобы скрыть следы убийства, он решил обезглавить убитых, квартиру поджечь, а головы выбросить в другое место.
Как отмечают полицейские, подследственный дает показания охотно, смакуя детали и подробности. Психиатрическая экспертиза дала заключение о полной вменяемости убийцы. Татьяна ТЕН, Караганда
Принял смерть от рук коллеги
Рано утром в офисе одного из ТОО, расположенного в Кызылорде, был обнаружен полуобгоревший труп охранника, буквально исколотый ножом. Неизвестный убийца похитил из сейфа 2 миллиона 700 тысяч тенге, цифровую фотокамеру и талоны на горюче-смазочные материалы.
Отработав круг возможных свидетелей и получив результаты экспертиз, следователь пришел к выводу, что преступник был один. И он прекрасно знал не только свою жертву, но и внутреннюю планировку офисных помещений.
Замок входной двери не был взломан, а это означало, что погибший секьюрити сам впустил своего убийцу внутрь. Кроме того, преступник предусмотрительно повернул все камеры наружного видеонаблюдения объективами наверх.
Более того, после убийства преступник вместе с деньгами похитил и сервер хранения видеозаписи.
Сопоставив все факты, сотрудники следственно-оперативной группы пришли к выводу, что преступление мог совершить человек, работающий или ранее работавший в этой организации. И оказались правы. Сыщиков крайне заинтересовал бывший работник ТОО, уроженец Жанакорганского района Кызылординской области. На следующий день после убийства его задержали в квартире знакомой. При обыске оперативники обнаружили около двух миллионов тенге, похищенную из офиса фотокамеру и ключи от входной двери ограбленного ТОО. Задержанный не стал отпираться и дал признательные показания.Елибай ДЖИКИБАЕВ, Кызылорда
Врачебная ошибка стоила ребенку жизни
Прокуратура Семея возбудила уголовное дело в отношении участкового врача одной из семейно-врачебных лабораторий города.
В ноябре 2006 года к участковому врачу обратились родители 7-летнего мальчика. Ребенок жаловался на слабость, у него часто повышалась температура. Терапевт поставила диагноз – ОРЗ. И только спустя почти полгода, в начале апреля 2007 года, дала направление на анализы, после чего опять же не обнаружила никаких заболеваний.
По настоянию родителей мальчика осмотрели узкие специалисты – врач-невропатолог, кардиолог. Провели дополнительные анализы, более тщательно обследовали. Кардиолог ознакомился с результатами и тут же пригласил на консультацию хирурга. У мальчика обнаружили увеличение печени и селезенки. “Скорая помощь” доставила его сначала в инфекционную больницу, а затем экстренно – в областную. Там снова сделали анализы крови и мочи и обнаружили, что в крови мальчика… раковые клетки, в 500 (!) раз превышающие норму. Ребенка срочно поместили в гематологическое отделение и назначили интенсивное лечение. Но было поздно – через два дня мальчик скончался.
Родители обратились в прокуратуру. Комплексная судебно-медицинская экспертиза показала, что “запоздалая диагностика и недооценка степени тяжести основного заболевания не позволили своевременно и правильно установить верный клинический диагноз”. Проще говоря, небрежность в выполнении профессиональных обязанностей привела к смерти ребенка.
Против врача возбудили уголовное дело. Но дойдет ли оно до суда, большой вопрос, потому что такое происходит крайне редко.Оксана ПРИВЕДЕННАЯ, Семей
Кровавые проводы
В Атырауской области разгулявшаяся компания, провожавшая приятеля в армию, избила до смерти ни в чем
не повинного местного жителя.
Мертвого юношу, лежащего в луже крови, на одной из городских улиц нашла его знакомая. Расследование выяснило, что в тот роковой день погибший вместе со своими знакомыми провожал в армию приятеля. Застольная ссора переросла в драку, и шестеро юношей зверски избили потерпевшего. Седьмой участник застолья пока проходит по делу как свидетель.Светлана НОВАК, Атырауская область