Кремлевский след: продолжение санкционной оперы - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кремлевский след: продолжение санкционной оперы

Кремлевский след: продолжение санкционной оперы

Казахстанские эксперты выявили, что в стране действует не менее 30 структур, восходящих к 43 персонажам из “Кремлевского доклада”.

  • 20 Апреля 2018
  • 2127
Фото - Caravan.kz

Эти компании представлены в десяти секторах экономики: это горно-металлургический комплекс, нефтегаз, финансы, транспорт, телеком и IT, химическая и пищевая промышленность, машиностроение, девелопмент, фармацевтика.

Причины и следствия

Мир продолжает следить за усилением санкционной войны двух держав. На вопрос, когда будут введены новые санкции против России, президент США на пресс-конференции с премьер-министром Японии вчера ответил: “Как только она их вполне заслужит”. А в начале недели российские власти объявили о возможном введении запрета на импорт американских товаров и услуг.

На фоне этого противостояния у казахстанских экспертов наибольшее опасение вызывают компании, представленные в горно-металлургическом комплексе, нефтегазовом секторе и химической промышленности.

Речь идет о крупных совместных проектах, больших инвестициях, высокой кооперации с российскими партнерами, рассказал “КАРАВАНУ” эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента – Елбасы Сергей ДОМНИН.

– Некоторые наши крупные компании ориентированы на одного российского потребителя, и это создает высокие риски. Мы опасаемся, что введение санкций может ограничить инвестиционную активность российских предприятий в Казахстане, что у наших поставщиков могут возникнуть проблемы со сбытом. Есть опасения за совместные проекты, где представлены российские и американские участники, – отметил Домнин.

В Казахстане по состоянию на 1 апреля действует 8 354 компании с российским участием, в том числе 74 крупных.

Эксперт напоминает, что в прошлые раунды санкций по всем отраслям реального сектора экономики соседа ударило решение международных институтов развития – МБРР и ЕБРР (Международный и Европейский банки реконструкции и развития. – Прим. ред.) – отказаться от новых проектов в РФ.

– Да, их ресурсы не главное, что двигало российскую экономику. Но, во-первых, их уход – это сигнал для других иностранных инвесторов; во-вторых, ресурсы этих финансовых институтов были не лишними для РФ. Напомню, что у ЕБРР в России около 800 проектов на 2,5 миллиарда долларов.

В Казахстане у банка такой же портфель по весу, хотя наша экономика в 10 раз меньше. А накопленный объем инвестиций банка в российскую экономику приблизился к 24 миллиардам долларов, – добавил Сергей Домнин.

Однако связывать спад в российской экономике, наблюдавшийся в 2015–2016 годах, только с санкциями не следует, считает эксперт. 

Экономика начала замедляться с 2012 года в силу структурного кризиса. В конце 2014 года этот эффект усилило обрушение цен на сырую нефть, которая составляет основу экспорта РФ.

На всех не хватит

Сейчас, после нового этапа санкций, США продемонстрировали готовность бить по частным компаниям близких к Кремлю крупных бизнесменов.

– Также Вашингтон ограничивает импорт российского продукта на 1,8 миллиарда долларов (весь российский экспорт в США – 10,7 миллиарда). Американские санкции впервые серьезно ударят по товарообороту стран напрямую. Россияне готовятся ответить симметрично. По-видимому, нас ждет длительный период эскалации не только военно-политического, но и торгового противостояния двух держав, – полагает эксперт ИМЭП.

В случае если санкции будут распространены на весь список к так называемому “Кремлевскому докладу”, то следует ожидать снижения притока российских инвестиций в Казахстан в силу того, что у компаний могут возникнуть проблемы с операционной и финансовой деятельностью.

– Компаниям придется искать новые рынки или усложнять форматы работы на старых (искать посредников, выстраивать схемы продаж по-новому). Сократятся возможности привлечения капитала, ведь американский рынок будет закрыт, да и остальные участники мировой финансовой системы могут отказаться от дел с подсанкционными фирмами, чтобы не раздражать американского регулятора, – продолжил Домнин. – Однозначно, деньги для этих компаний подорожают, если только на помощь не придет правительство. Что грозит Казахстану в свете противостояния Америки и России

Но на всех держателей активов из списка к “Кремлевскому докладу” денег не хватит.

Еще одна важная часть проблемы: санкции могут вызвать замедление экономики в РФ, которое непременно скажется на Казахстане. Колебания обменного курса рубля моментально сказываются на курсе тенге.

– Все это нервирует население, стимулирует инфляционные ожидания. Из-за антироссийских санкций вероятнее всего снизится привлекательность РК как точки входа на российский рынок.

У нас остается потенциал реэкспортера отдельных критичных для России продуктов и технологий, но это тонкий лед, на который наш бизнес вряд ли решится зайти, – заявил эксперт.

– Как влияли санкции на показатели объемов торговли в ЕАЭС раньше и как могут повлиять сейчас?

– Если речь идет о взаимной торговле стран ЕАЭС, то в 2014 году она сократилась на 9,3 процента на фоне снижающихся цен на нефть и металлы – они занимают большую долю. В 2017-м мы наблюдали рост на 26,1 процента.

Санкции могли отразиться лишь косвенно: некоторые производители из ЕАЭС смогли заполнить пустоты на российских продовольственных рынках, образовавшиеся после введения Кремлем контрсанкций.

Однако эффект этот в масштабах товарооборота между странами незначителен, большую часть освободившихся ниш заняли сами российские производители, – сказал эксперт ИМЭП.

Ложка меда в бочке дегтя

Представитель центра геополитических исследований “Берлек-Единство” Александр ЧЕКРЫЖОВ подчеркивает, что недопуск РФ к длинным деньгам в долгосрочной перспективе может создать проблемы экономике, которые обусловят некоторые трудности в экономиках соседних стран.

– Но, с другой стороны, может развиться и позитивный сценарий, когда санкции подтолкнут российскую экономику не к пресловутому росту, а к развитию, к которому страна стремится 25 лет, дадут не только толчок импортозамещению, но и новые выходы на экономику Востока, того же Китая. Возможно, в региональной среде разовьется исламское финансирование, – высказал мнение эксперт.

Вице-министр по инвестициям и развитию РК Тимур ТОКТАБАЕВ в разговоре с нами отметил:

– Санкции – это всегда форс-мажор для любой страны. Сейчас главное – посмотреть вопрос в динамике: будут ли расширяться эти меры, на кого и в каком объеме.

В части работы с “Русалом”, попавшим в список, у нас с 2002 года контракт на поставки глинозема на 18-летний период. Ежегодно мы поставляем его в РФ в объеме порядка миллиона тонн.

Сейчас прорабатываем вопрос, насколько контракт подпадает под санкции, есть ли возможность переориентировать эти потоки на другие рынки. Эта работа сейчас проводится по дипломатическим каналам.

Ну а на вопрос, чем обернется противостояние РФ и США для рядовых казахстанцев, собеседники так и не дали прямого ответа…

Оптимистичные пессимисты

Тем временем правительство разработало три возможных сценария развития ситуации в Казахстане под влиянием антироссийских санкций. И все они – пессимистичные: предполагают увеличение курса доллара к рублю 70–80–90 и соответствующее повышение курса тенге.

– Мы провели макроэкономический анализ этих сценариев: каким образом это скажется на нашем ВВП, на инфляции, на уровне безработицы и на показателях бюджета. Также провели анализ, как это скажется в отраслевом разрезе на предприятиях, экспортирующих либо импортирующих из РФ и других стран, которые могут быть затронуты санкциями, – сообщил на неделе министр национальной экономики Тимур СУЛЕЙМЕНОВ.

Однако в детали анализа главный экономист страны журналистов посвящать не стал:

– Я просто не могу говорить об этом, это у нас в формате “для служебного пользования”, но хочу подчеркнуть: курсовой привязки между Россией и Казахстаном нет.

У нас отдельная экономика со своими сильными и слабыми сторонами, на которую санкции ни США, ни других государств не распространяются.

И даже при самом пессимистичном прогнозе у нас сохраняется весомый рост экономики! И тот факт, что мы внесли в парламент прогноз социально-экономического развития страны с курсом 340 тенге за доллар, говорит о том, что мы уверены: более, чем этот расчетный курс, у нас ничего не произойдет!

Астана