Острую нехватку бензина в стране отрицать бессмысленно. Ее почувствовал и почувствует в ближайшее время каждый из нас, стоя в очереди на заправке или через рост цен. Мы обратились к известному экономисту Денису КРИВОШЕЕВУ с просьбой прокомментировать сложившееся положение.
– В этом году первоначальный график остановок заводов на планово-профилактические работы выглядел так: ПКОП – с 20 марта по 1 мая, ПНХЗ – с 1 июня по 7 июля, АНПЗ – с 18 августа по 16 сентября, – говорит Денис Кривошеев. – 10 мая "КазМунайГаз" обратился в министерство с просьбой о переносе сроков остановки ПНХЗ на сентябрь-октябрь. Специалисты КМГ посчитали, что перенос окажет положительное влияние на обеспечение нефтепродуктами внутреннего рынка Казахстана, при этом реальной причиной послужил банальный срыв сроков завершения модернизации. Несмотря на ожидаемое положительное влияние, выяснилось, что Атырауский НПЗ не вышел на полную мощность, а Павлодарский откроется с задержкой. Один завод с потребностями страны не справится, а запасов на складах недостаточно, чтобы перекрыть разрывы.
– Вы можете рассказать о структуре потребления?
– Ежегодное потребление наиболее популярного бензина АИ-92 в Казахстане составляет около 3,3 миллиона тонн, это примерно 275 тысяч тонн в месяц, исключая пиковые периоды. Там потребление доходит до 330 тысяч тонн. Казахстанские НПЗ обеспечивают потребности рынка на 2,4 миллиона тонн, что составляет немногим более 70 процентов потребностей внутреннего рынка РК. Почти миллион тонн импортируется из России. При этом увеличение спроса на бензин на рынках России и Казахстана ежегодно отмечается в одно и то же время. Предложение на рынке северного соседа выше, но там бензин – это бизнес, который не много регулируется государством, особенно в части экспорта. Поэтому чем сильнее дефицит в Казахстане, тем выше цена. Так, если в прошлом году предложение колебалось в районе 105 тенге за литр, то сегодня это 145–150 на границе. Влияние оказывает закрытие Омского НПЗ, а также потребность выше среднего в Казахстане. Вместо 80–90 тысяч в месяц речь сегодня идет о 130–150 тысячах тонн.
– Правительство же обещает изменения…
– Да. Как нас заверяют, после завершения всех процессов проводимой модернизации НПЗ РК весь объем внутреннего потребления будет обеспечиваться собственным производством, казахстанская нефтепереработка перейдет на 3-годичный цикл, то есть заводы на техостановку будут вставать раз в 3 года, а объем переработки позволит бензин экспортировать.
– Как формируются цены на импортируемое топливо?
– По данным информационного агентства Argus, оптовая цена одной тонны российского бензина на границе РФ – РК составляет 560–586 долларов, получается, что литр стоит на границе от 144 до 151 тенге. Далее плюсуем: стоимость транспортировки до приграничных рынков сбыта, это 4–5 тенге за литр, перевалки на региональных нефтебазах еще 3–4 тенге, доставка бензина от нефтебазы до АЗС, стоимость услуги достигает 2 тенге, содержание АЗС – не менее 4 тенге. Таким образом, объективная стоимость российского бензина – не менее 165 тенге, и это без учета доходности АЗС, а ведь еще есть налоги.
– Можно ли считать цену на бензин в стране оптимальной?
– Нет. И есть множество причин. Российский потребитель покупает топливо по цене 36,9 рубля за литр, это около 220 тенге, и эту цену формирует рынок и налоги, которые существенно выше казахстанских. Государство же осуществляет контроль только в области прозрачности формирования цены. Карательные меры применяются в случаях выявления завышения цен или картельного сговора. При этом в Казахстане вопрос цены бензина носит политический характер. Для удержания низких значений предпринимаются все возможные способы, например, как я уже рассказывал вашему изданию, ресурсодержателей заставляют продавать нефть на НПЗ по существенно заниженным ценам. Да, в конечном итоге мы получаем дешевый бензин, но теряем в налогах, по сути, субсидируя экономику за счет бюджета. Есть и еще один инструмент.
– Какой?
– Так называемый КРЕМ. Комитет регулирования естественных монополий. Но рынок бензина совершенно не является таковым. Абсолютно конкурентный и вполне способный самостоятельно держать рыночную планку.
Так вот, в 2016 году наложили многомиллионные штрафы на ряд крупных участников рынка, когда те повысили розничные цены на дизельное топливо. Притом что был существенный дефицит из-за планового ремонта ПНХЗ. Тогда нужно было ввезти 80 тысяч тонн дизельного топлива из РФ. Ситуация повторилась в сентябре этого года, когда КМГ пытался ввезти топливо из России, дабы не допустить кризиса. Вот что сказал Сауат Мынбаев на заседания правительства: "У нас были вполне согласованные планы импорта в сентябре, но на нас комитет по регулированию естественных монополий наложил штраф на 500 миллионов тенге". Естественно, что в таких условиях никто бензин в Казахстан не повез. Кому хочется выяснять отношения с КРЕМом…
– Можно предположить, что выход был найден, если бензин в страну пошел…
– Да, 5 октября стало известно, что министерство энергетики и министерство национальной экономики, в чем подчинении находится комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей, выработали совместную позицию для стимулирования импорта ГСМ в октябре. При осуществлении контроля КРЕМ будет учитывать закупочные цены на ГСМ, в том числе на импортированные нефтепродукты, в "качестве обстоятельства, в равной мере влияющего на субъектов рынка реализации данного ГСМ". То есть до 5 октября КРЕМ вел подрывную деятельность, разыскивая тех, кто, по его мнению, завышал цены. Хотя не нужно даже специального образования, чтобы осознавать, как строится рынок и что на него влияет.
– Таким образом, в октябре КРЕМ закроет временно глаза на цены?
– А какие у него шансы? Нужно завезти 150 тысяч тонн бензина марки Аи-92 и продать не в убыток, а значит, цены придется поднять. Фактически антимонопольщики стали участниками картельного сговора. Хотя, на мой взгляд, они должны перестать вообще вмешиваться в деятельность конкурентного рынка.
– Таким образом, можно предположить, что вы считаете, что дисциплинарные взыскания были наложены не на тех?
– Точно. Основным виновником кризиса является КРЕМ. Именно необходимость контролировать конкурентный рынок привела к fuelfail. Не вмешивайся государство в ценообразование, рынок сам нашел бы свою равновесную, и ресурсодержатели продавали бы с охотой нефть на внутренний рынок, и сети не подвергались бы гонениям, и заводы ремонтировались бы не по приказу, а по желанию больше зарабатывать. Сегодня справедливая цена на топливо с учетом интересов государства – 170–180 тенге за литр. Если у власти есть желание снижать цену, то оно должно это делать за собственный счет, отказываясь от части налогов, но не за счет рынка.
Тимур МАМАШАЕВ, Алматы