157 больных из более чем 4 000 осмотренных за день. Цифра если не шокирующая, то пугающая однозначно. Я тоже откликнулся на приглашение руководства института и в составе журналистского десанта прошел скрининг. Медицинский осмотр показал, что здоров. Но все врачи в тот день говорили о важности информационной поддержки по разъяснению хода реализации Государственной программы “Денсаулык” на 2016–2019 годы.
– Основная проблема – в низкой социальной ответственности населения за свое собственное здоровье. Это не просто проблема отдельно взятого поселка или города. Это проблема республиканского масштаба, – говорит мой давний знакомый хирург-онколог Муратжан САКТАГАНОВ. – Люди, как правило, просто “забивают” на симптомы, которые уже кричат о том, что пора бежать со всех ног на обследование. Вторая проблема – это малоинформированность. Не знают наши граждане, что в каждой поликлинике можно пройти первичное обследование у специалиста-онколога. Мы постоянно об этом говорим, пишем, просим средства массовой информации подключиться.
Времени нет!
– В Алматы и Астане ситуация с информированностью еще на уровне. Но в регионах – полный швах, – рассказывает онколог. – Лет десять назад к нам приезжали женщины, у которых уже и молочных желез не было. Одно сплошное черное месиво. До 20 человек в год было. Сейчас у нас очень редко такие случаи встречаются. А в регионах по-прежнему все ужасно. Страшно слушать? А каково это все видеть?! Сидит, плачет, не знает, что делать. Спрашиваешь у нее, где раньше была?! Почему не обратилась к специалистам? А она смотрит чистыми глазами и отвечает, что у нее времени не было. Времени (!), понимаете.
А когда заболело, пошла к бабке. Та красной тряпкой перед лицом два раза махнула – вот и все лечение. Когда уже ничто из народных средств не помогает, когда и надежды уже не остается никакой, только тогда такие люди обращаются в онкологический центр.
Двадцать первый век за окном, а они то верблюжью мочу пьют, то заговорами лечатся, то энергии гоняют. А когда официальная медицина в их случае ничего не может сделать, начинают с нами ругаться и обвинять в некомпетентности. А ведь мы лечим по тем же протоколам, что и во всем мире. И лекарства у нас есть, и специалисты постоянно проходят курсы повышения квалификации, стажировки в иностранных клиниках. Знаете, почему в США, например, выживаемость после лечения онкологии на 30 процентов больше, чем у нас? Потому что у них высокая ранняя диагностика. А у нас поздняя обращаемость. Но ответственность за это человек не понимает и не принимает. На ранних стадиях выявления болезни и после ее лечения очень высокая вероятность долгой и полноценной жизни. Как вылечить рак с помощью молитвы?
Прогноз на выживаемость оправдан
По итогам прошлых лет Муратжан Сактаганов провел статистическое исследование по Алматы. Данным говорят: отмечается рост по выявлению ранних форм рака молочной железы путем скрининга с 12 процентов в 2014-м до 25 процентов в 2018 году от всех случаев заболевания раком молочной железы. Из 579 заболевших раком молочной железы пациентов в прошлом году 460 в возрасте от 40 до 70 лет подлежали скринингу. Клиническая выживаемость за этот же период времени составила 55 процентов. Это на 12 процентов больше, чем в 2015 году.
– Ранняя диагностика дает очень и очень хорошие прогнозы на выживаемость, – продолжает специалист. – Людям после 40 лет необходимо постоянно проходить обследования. В поликлиниках по месту жительства это делается абсолютно бесплатно. Тем более что самая высокая смертность именно от тех видов онкологии, которые протекают бессимптомно.
Рак толстого кишечника и прямой кишки (колоректальный рак) особо никак не проявляется в течение 5–7 лет. А начинается все с доброкачественного образования (аденомы). И смертность составляет 15 процентов от всех случаев умерших от рака.
Опухоли желудка и кишечника также себя активно не проявляют на ранних стадиях. Но при этом выявленные на первой или второй стадии очень хорошо поддаются лечению. Рак легкого во всем мире диагностируется на поздних стадиях и занимает первое место по причине смертности. В этом случае внедряется низкодозная компьютерная томография органов грудной клетки…
Все эти данные ведь не просто диаграммы на бумаге. Это реальные случаи, собранные в отчет профессионала. Они кричат о том, что необходимо серьезно относиться к своему здоровью и доверять врачам.
Да, в Казахстане острый дефицит врачей-онкологов, особенно в регионах. Управлениям здравоохранения на местах даны четкие задачи по привлечению молодых специалистов. Но они ехать в глубинку не хотят. Хотя подготовка по онкологической линии в Казахстане идет очень серьезная. После окончания медицинского вуза выпускники проходят двухгодичное обучение на базе Института онкологии и радиологии. Руководство КазНИИОиР держит руку на пульсе, знает, что происходит на местах, организует встречи с акимами районов, если надо – меняет главных врачей онкологических центров и поликлиник. Повсеместно работают группы по мониторингу и оценке онкологической помощи населению. Проводится обучение медсестер и врачей поликлиник. Выезжают сенаторы и мажилисмены, чтобы поднимать вопросы на уровне правительства, если их трудно решить на местном уровне.
И тем не менее наши пациенты уезжают лечиться в Россию. Почему? Направляются в Омск, Новосибирск, Челябинск, чтобы пройти быстрый осмотр и получить там заключение.
А что касается лечения в дальнем зарубежье, то у Муратжана Сактаганова на сей счет имеется свой профессиональный взгляд.
– Если у людей есть желание и возможности лечиться за рубежом, мы не имеем права им запрещать это делать. Наши протоколы лечения постоянно проходят сертификацию и соответствуют всем международным требованиям. Лекарства, повторяю, есть. Пациенты из всех регионов могут лечиться у любого доктора, который имеет сертификат специалиста этой сферы деятельности и к кому они имеют доверие, по направлению от своего лечебного учреждения по месту жительства. Лечение в онкологических центрах в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) в полном объеме предоставляется бесплатно. Главное – вовремя обратиться! Чудом спасенный от рака: история 70-летнего казахстанца
– Муратжан Исаевич, кому удается победить рак?
– Тем, кто к нам обращается вовремя. Недавно оперировал девушку. Злокачественное образование выявили на УЗИ и сразу направили в наш онкоцентр. Диагноз подтвердился. Провели полное обследование. Оказалась начальная стадия заболевания. Провели 8 курсов химиотерапии. Опухоль уменьшилась на 80 процентов. Пациентке провели оперативное лечение с удалением железистого компонента молочной железы вместе с опухолью и одномоментным возмещением объема удаленной ткани путем установления импланта.
Через полгода она уже прогуливалась по улицам, притягивая взоры холостяков своей восхитительной фигурой и формой молочных желез. Болезнь отступила навсегда. Это ли не высшая радость!
Был у меня еще один пациент – красивая молодая женщина. После установления диагноза ей также был расписан полный курс лечения. Но после второго сеанса она вдруг отказалась от проведения последующих курсов химиотерапии.
Поверив лекарям, которые обещали избавить ее от болезни солнечной энергией космоса, начала заниматься самолечением. Болезнь прогрессировала, а лжелекари говорили ей, что, мол, так и должно быть: больная грудь отвалится, а на ее месте тут же вырастет новая.
Представляете, какое дикое заблуждение в наш-то век! После того как женщина уже не могла ходить, ее госпитализировали в центр паллиативной помощи. Шарлатаны пропали, но больная раком все еще продолжала верить, что скоро пойдет на поправку. Чуда не произошло. Похоронили ее недавно. Печально, но факт. Не верьте колдунам! Вовремя проходите обследование и живите долго.
АЛМАТЫ