Хочу учиться и жениться: а условий нет?
О каком сервисе вдруг заговорили студенты: о самом что ни на есть распространенном и банальном: туалеты, освещение, парты, розетки, столовые, душевые, места для курения, и так далее и тому подобное. Современные студенты, не все конечно, а только те, что инициировали кампанию — это члены Молодежной Информационной Службы — наконец-то доросли до понимания того, что получать высшее образование, это не только ходить на лекции и коллоквиумы, пропадать в библиотеках и грызть с утра до ночи «гранит науки». У высшего образования ко всему прочему есть огромная инфраструктура, которая в той или иной степени отражается на качестве обучения. До сегодняшнего дня эта инфраструктура меньше всего волновала администрацию вузов. Условия для студентов создавались по минимуму, а качество образования связывали в основном с наличием в преподавательском составе вуза сильных педагогов. Справедливости ради надо заметить, что и сами молодые люди согласны были терпеть массу неудобств, лишь бы знания давали хорошие. Но, наверное, так можно было рассуждать, и «не рыпаться», когда государство тянуло на себе все вузы страны и каждого отдельно взятого студента. Государству, можно допустить, было действительно не до нового кафеля в туалете. И студентам, находясь на иждивении у государства, было как-то нелепо просить улучшения сервиса в вузе.
Сейчас — другое дело. Студенты в полной мере узнали стоимость каждого собственного тенге. И как хорошие хозяева своих денежек, начали учитывать все статьи затрат. В результате совсем не крамольно зазвучало новое мнение: платить только за знания сегодня можно, не выходя из дому, подключившись к Интернету. А раз вузы предлагают очную форму обучения, то они должны побеспокоиться и обо всем сопутствующем этой форме.
Кроме того, студенты, в погоне за качеством знаний, вдруг осознали, что не видать им высокого уровня образования без высокого уровня социального обеспечения. Конечно, можно рассуждать и так: если хочешь учиться, выучишься даже сидя в бочке с фонарем Диогена. Но есть ли здравый смысл в создании экстремальных условий обучения для современного студента? Нет. Время — платное, рыночное. Студенты покупают товар — знания, и совсем не намерены платить за холодные батареи, грязь в холлах, отсутствие безопасности в вузах и общежитиях, «забитые» туалеты. А посему, родилась кампания «За лучший сервис в вузах». Студенты подняли головы и подали голос: они ничего не требовали и не топали ногами. Они на равных вели переговоры с первыми руководителями разных вузов и говорили о своих проблемах цивилизованно.
Когда я встретилась с представителями молодежной информационной службы, первым делом поинтересовались, а с чего это вдруг молодежь взяла, что в вузах так много плохого и бедному студенту, как той кошечке, негде издохнуть? С виду посмотреть, везде в вузах чуть ни евроремонт делается. Оказывается, за красивыми фасадами монументальных зданий много чего не видно стороннему человеку. Студенты были вооружены негативными фактами давно, но системного подхода к проблеме не было. Отдельные же претензии выглядели как частные жалобы. Студенты решили, что так дело не пойдет, уж если заявлять о трудностях, то по полной программе и от лица общественности.
Два месяца шел сбор данных по 20 вузам страны разных форм собственности в 15 городах Казахстана. Анонимно анкетировались студенты, обрабатывались опросы, делались запросы в ректораты, вытаскивались статданные по каждому вузу. Молодежь ходила с рейдами по общежитиям и учебным корпусам. Работа была проделана титаническая. Завершилась она созданием аналитической подборки по оценке качества услуг в вузах. Документ, надо сказать, уникальный. Ничего подобного в студенческой среде еще не было. Теперь есть: это количественный и качественный анализ следующих услуг: студенческие общежития, аудитории для занятий, медицинское обслуживание, дополнительные условия для людей с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), столовые/кафе, безопасность, автостоянки, санитарно-технические условия.
Количество — в качество: ничего подобного!
Возьмем один вуз страны и посмотрим, что там такого увидели студенты. Например, Акмолинскую Государственную Медицинскую Академию. В ней обучается 2169 студентов.
В графе «количество» много чего написано полезного и нужного. Но скажем почему-то количество кухонь в общежитиях равно нулю, количество медпунктов — тоже нулевое, количество охранников в вузе — все то же «отсутствующее» количество, количество мест отдыха и мест для курения…, стоянок для машин — тоже нет.
Дополняет картину цифр — описание качественного анализа. Цитирую: «Условия для проживания в общежитии неудовлетворительные. Из девяти этажей — восемь жилых. Один душ — на все общежитие. Краны и душевая ванна — ржавые, полная антисанитария. Горячей воды нет. Студенты готовят еду в своих комнатах, а из бывших кухонь сделаны места для курения. В одной комнате проживают по три-четыре студента. Косметический ремонт студенты делают сами. Несмотря на отсутствие горячей воды в общежитии — тепло.
В учебных аудиториях — столы, стулья, доски в ветхом состоянии. Санитария соблюдается. Гардеробы отсутствуют, так как в аудиториях настолько холодно, что студенты не снимают верхнюю одежду, постоянно находятся в ней. Медпунктов нет. Поликлиники и профилактории отсутствуют, но зато академия прикреплена к городской студполиклинике. Условия для инвалидов не предусмотрены. Остро стоит проблема общепита. На три учебных корпуса — одно частное кафе, в котором очень скудное меню, маленькие порции. Вилки, ложки — в ветхом состоянии.
Охраны нет ни в одном корпусе. За порядком следят вахтеры. Радиорубка и сигнализация — отсутствуют. Отдельных мест для отдыха студентов нет. В холлах нет ни диванов, ни кресел, ни даже скамеек. Отсутствуют места для курения. Есть три спортивных зала и одна открытая спортплощадка. Специализированных автостоянок нет, хотя потребность в них существует. В вузе на два корпуса — один действующий туалет. Санитария на очень низком уровне».
К сожалению, только пять вузов страны захотели услышать студентов, по крайней мере, в рамках акции. Это: Казахский Национальный Университет Аль-Фараби, Алматинский государственный университет имени Абая, Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, Казахский национальный аграрный университет, казахский национальный технический университет имени К. Сатпаева.
Лучше меньше, да лучше
В каждом из вышеперечисленных вузов было выявлено много проблем. Однако молодежь понимала, что устранить все недостатки сразу, не взялся бы ни один ректор. Поэтому, в тех вузах, которые дали согласие на сотрудничество со студентами, из многих трудностей были выделены самые главные: те, которые было бы под силу решить администрации вуза, и которые были бы на руку студенчеству. В одном вузе решено было привести в порядок туалеты, в другом — установить скамейки и урны, в третьем — завести квалифицированную охрану, в четвертом — обустроить общежития прачечными, гладильными и бытовками, в пятом — привести в рабочее состояние пожарные краны и оснастить вуз схемами эвакуации.
Интересно, что большинство студентов не верили в успех операции и были уверены, что администрация вузов, наобещав и то и это, не станет держать слово перед студентами. Однако когда в учебных заведениях начались «движения», молодежь приятно удивилась. Как потом признавались лидеры кампании, а в каждом вузе была выбрана своя инициативная группа, которая собирала подписи студентов, вела переговоры и помогала администрации, «студенты впервые почувствовали свою сопричастность к большим событиям, поняли, что от них зависит многое в их жизни. Сидеть и ждать милостей от ректората, бесполезно. Надо действовать!» Кстати и администрация вузов открыла для себя новое качество в студентах: это уже не вчерашние бесправные молодые люди. Они самостоятельны, активны и грамотны. Они достойны лучшего сервиса в вузах!