Честное слово, хотелось написать о вещах приятных и вкусных, как моток сахарной ваты в счастливом детстве. И, что характерно, ни врать, ни передергивать для этого не пришлось бы.
Например, можно было бы рассказать о том, какой классный плов готовят в нашем интернациональном городе на всенародных праздниках. Выстраивают в ряд казаны и… Каждый повар – да по своему рецепту, да со своей национальной изюминкой!
Или вот, например, как костанайский врач Владислав АЧКАСОВ спас 76-летнюю пациентку, удалив ей опухоль сердца, за которую не рискнули браться столичные врачи. Или как инвалид из Рудного в нынешние сложные времена заботливо растит свой крохотный, но вполне успешный бизнес по производству пончиков, за которыми выстраиваются очереди…
Словом, нашлось бы, о чем написать. Но жаль, не по этим сюжетам проходит нерв нынешней жизни костанайцев.
И вот об этом жизненном нерве – подробнее.
Чужой земли мы не хотим ни пяди
Костанайцы пытаются отстоять часть Центрального сквера, прилегающего к кинотеатру “Казахстан”. Городская земля оказалась в собственности у владельцев кинотеатра, и те наметили тут строительство развлекательного комплекса.
О том, что главный сквер областного центра, и без того довольно компактный, станет меньше на 41 сотку, большинство горожан узнали только нынешней весной, когда владельцы участка – ТОО “Amc cost”, готовя его под стройплощадку, начали вырубку деревьев. А уж этого люди спокойно вынести не могли. Они начали сбор подписей под петицией в защиту сквера.
За последнее десятилетие Костанай и без того лишился изрядной части городской зеленой зоны. Жители постарше выросли в городе, где пыльные бури в свое время были остановлены только массовым насаждением лиственных деревьев. Потому они совсем небезосновательно так болезненно относятся к ослаблению зеленого щита, к попыткам заменить лиственные породы на сосны, к полной вырубке в городе кустарников…
Что характерно, городские власти, несколько лет назад продавшие кусок сквера, сегодня пытаются вернуть его городу, начав процедуру отчуждения земли. Спросите: с чего бы? Ответ прост: аким сменился, они же у нас быстро меняются, вы заметили? Соответственно сменились и приоритеты. Так что, по версии нынешней власти, налицо работа над ошибками. Суды идут с 2014 года, с переменным успехом.
Буквально 1 апреля в областном суде состоялось рассмотрение кассационной жалобы акимата Костаная. Она была удовлетворена. В итоге постановление об изъятии городом им же отданной земли признано законным. Работы на спорном участке вроде бы приостановили. Но это – пока ситуация с костанайским сквером будет рассматриваться надзорной коллегией Верховного суда.
Горожане надеются, что их мнение тоже будет учтено. Акимы-то поработают и уходят, а им здесь жить.
Что в имени тебе моем
Хотя… Учет мнения электората – вещь для нашего региона неоднозначная. Из последнего: осенью прошлого года жители одной из близких к центру города улиц – улицы Павших Борцов – сказали “нет” предлагаемому властями переименованию. 932 подписи было собрано под онлайн-петицией, которую разместил в Интернете житель Костаная Стас КИМ. На так называемых общественных слушаниях, которые проводились в сентябре, были депутаты городского маслихата, архитекторы, чиновники, но… не было самих жителей улицы. Депутаты проголосовали “за”, петицию “не заметили”, республиканская ономастическая комиссия посчитала переименование возможным. И вот ровно через полгода началась смена табличек. Теперь эта улица протяженностью около полутора километров, на которой расположено 9 организаций и проживает около тысячи жителей, носит имя академика Шайсултана Шаяхметова. Безусловно, человека очень уважаемого, заслуженного, экс-министра высшего и среднего специального образования РК, автора программы “Болашак”.
Правда, жил, трудился и нарабатывал авторитет Шаяхметов не в Костанае, а в Алматы. С Костанаем его не связывает ничего, с Костанайской областью – тот факт, что родился он в Наурзумском районе, а школу окончил в Аулиекольском. Причем улицы его имени уже есть – и по праву! – и в райцентре Аулиеколь, и в райцентре Сарыколь.
“Депутаты утверждают, что проводили опрос жителей перед слушаниями. Где, когда, сколько человек опрашивали? Мы обо всем узнали только через газеты”, – возмущаются жители теперь уже бывшей улицы Павших Борцов.
Надо особо отметить: они не против увековечения имени заслуженного академика. Обижает их то, что их мнения не спросили. А ведь властям ничего не стоило просто поговорить с людьми, прежде чем принимать такие решения.
Нам любые дороги дороги
Более того, дороги обходятся все дороже и дороже. А улучшение ситуации наблюдается только в чиновничьих отчетах, где легко козырять потраченными суммами и не видно реальных колдобин. А вот рядовые костанайцы, которые этими дорогами пользуются, только руками разводят. По их наблюдениям, дыр и потенциально опасных мест меньше не становится.
Не стану пересказывать читателю все великие плачи местных автомобилистов и пешеходов. Скажу только, что печаль их прямо пропорциональна капризной погоде региона, который располагается в зоне резко континентального климата, и скорости, с которой отремонтированные за нехилые деньги участки дорог вновь приходят в негодность.
Есть, например, в Костанае улица Мауленова. Не центральная, не пафосная, но с интенсивным дорожным движением. Улица эта, по мнению чиновников, не иначе как заколдованная. С интервалом в два-три года ее закатывают новым асфальтом – то под знаком капитального ремонта, то под видом планового. Итог один: уже к следующей весне там яма на яме. И вот осенью 2013-го городские власти превзошли себя. На улице, где не то грунт особо вредный, не то нечистая сила пошаливает, решили положить особое экспериментальное покрытие. Инновационный ремонт захватил небольшой участок. Под асфальт легла невиданная в Казахстане основа – традиционная дорожная крошка из асфальта и щебня была усилена бетоном и специальным полимером, который, говорят, отменно показал себя не только в Америке, откуда заимствована эта технология, но и в гораздо более приближенном к нам по условиям жизни Башкортостане, где дороги на терракрите уже пять лет пребывают в добром здравии.
Горожанам точная сумма терракритового эксперимента не озвучивалась, весь отремонтированный участок обошелся в 40 миллионов тенге. Уже этой весной Мауленова опять разбита вдрызг. В том числе и экспериментальный участок. Поплыл асфальт, который чудесным образом оказался толщиной 4 сантиметра вместо положенных 5–7. Ну как тут не поверить в нечистую силу!
Какие выводы сделаны? В этом году вдобавок к 40 потраченным миллионам в улицу Мауленова вбухают еще 60. Как говорится, об итогах будет сообщено дополнительно.