Космодром преткновения - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-4 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Космодром преткновения

Космодром преткновения

Слушания в казахстанском парламенте по проблемам Байконура, прошедшие на прошлой неделе, еще раз подтвердили серьезные разногласия между Россией и Казахстаном. Между тем, пока соседи спорят о том, есть ли влияние запусков ракет на здоровье казахстанцев и экологическую обстановку региона, американская наука подступает к новому этапу освоения космоса, при котором космодромы будут просто не нужны

  • 16 Января 2002
  • 1157
Фото - Caravan.kz

Космическое Рождество
Над Байконуром спускается туман. Все пока, кажется, идет по-старому: люди работают, запуски продолжаются, все так же действуют как бы две власти на территории казахстанского космодрома, арендуемого россиянами. Но все больше неясности и неопределенности, рождаемых слухами и противоречивой информацией.
Началось все с новостей в российских средствах массовой информации, из которых явствовало, что Россия вплотную подошла к реализации глобального проекта возведения новейшего космодрома далеко за пределами своего государства — на австралийском острове Рождество. Проект утвержден, обговорены все детали с партнерами. Австралия обещает вложить в него пятьдесят два миллиона долларов, а общая стоимость составит несколько сот миллионов. Уже через четыре года могут состояться первые запуски ракет.
Преимущества расположения нового космодрома в том, что от запусков будет гораздо меньше вреда окружающей среде и людям. Космические отходы будут исчезать в бездонном океане, продукты сгорания — там же. К тому же скорее всего такой объект в развитой стране привлечет куда больше внимания потенциальных туристов, чем Байконур, находящийся в казахстанских малокомфортабельных степях. Российские специалисты делают проект космической гавани, они же будут поставлять ракетоносители и обучать специалистов. Формально космодром будет принадлежать стране, на территории которой расположен, но это не снижает ни его научного значения для россиян, ни финансовой выгоды.
Кроме того, космическая держава заглядывает на Французскую Гвиану, ведя с Парижем переговоры о строительстве еще одной стартовой площадки. Все это коммерческие проекты, поскольку соседи поняли, что на одном энтузиазме далеко не улетишь. И одним туризмом тоже сыт не будешь: не так уж далеки и такие перспективы, как разведка природных ресурсов на иных планетах, возможно использование полетов и для других научных изысканий.
Единственный и неповторимый
Россияне упорно отрицают слухи о том, что скоро уйдут с Байконура. Главный аргумент звучит так: только с этого космодрома можно запускать пилотируемые ракеты с космонавтами на борту. «Росавиакосмос» устами своих руководителей напоминает в СМИ, что политические и экономические связи с Казахстаном настолько крепки, что никакие совместные проекты с другими странами их не могут «подвинуть». К плюсам продолжения использования Байконура относятся таможенные договоренности, общий язык и даже схожий менталитет.
Большие планы соседей связаны и с космическим туризмом. Правда, затащить закордонных миллионеров в казахстанскую глубинку труднее, чем в Австралию, но при желании можно построить побольше пятизвездочных отелей. Что, кстати, будет выгодно и казахстанцам, которые смогут иметь работу в сервисных компаниях. А пока уже есть планы на ближайшие годы и практически создается очередь из желающих полететь в космос в качестве туристов. В наступившем году предполагается два запуска кораблей «Союз» с гражданами Италии и ЮАР.
Немаловажно и другое: что бы ни говорили россияне, а казахстанский космодром им обходится гораздо дешевле, чем освоение новых проектов и последующая аренда космодромов в дальнем зарубежье. Заметно, конечно, что россиян «напрягает» и необходимость оплачивать использование «своего» космодрома, и обвинения в нанесении вреда региону. Но по-соседски им прощается отсрочка платежей за аренду, находятся различные компромиссы в форме бартера, например. Ежегодно Россия должна выплачивать Казахстану 115 миллионов долларов. Из них, как договорились в Москве руководители двух государств в конце прошлого года, половину россияне выплатят различной продукцией и оборудованием.
Здесь жить нельзя
Однако на днях казахстанские парламентарии вновь вспомнили о падениях «Протона» и о непоправимом уроне от этих катастроф. Причины аварий, случившихся в июле и октябре 1999 года с космическими ракетоносителями, выдвигались разные. Россияне считали, что падения происходили из-за попадания посторонних частиц в турбонасосный агрегат и ослабленного шва на крышке, закрывающей турбину. Видимо, недостатки были устранены, технологии улучшены, и запуски возобновились снова. Однако тема оказалась не исчерпанной.
Прошло два года, и на только что прошедших слушаниях в парламенте министр здравоохранения республики Жаксылык Доскалиев приводит страшную статистику. В районах запусков и падений ракет высокая смертность, увеличение заболеваемости, в том числе и психические расстройства. У 83 процентов младенцев — рахит, почти все дети младшего возраста страдают анемией.
На территории Карагандинской области остались десятки тонн вредных веществ. Люди дышат отравленным воздухом, пьют воду, которую нельзя использовать в качестве питьевой. Местные власти ждут серьезных финансовых влияний для оздоровления населения, строительства медицинских центров, для более скрупулезного изучения здоровья людей, состояния земли и воды. Можно было бы использовать и часть средств, поступающих за аренду космодрома.
Россияне, участвовавшие в парламентских слушаниях в Астане, называли обвинения некорректными. Дескать, проблемы экологические и социальные существовали бы и без Байконура. Но в то же время обещали разработать технологии, которые дадут возможность не использовать в ракетоносителях в качестве горючего гептил.
Заглянем в будущее
Причем в будущее не такое уж далекое. По некоторым данным, американцы уже сконструировали такую ракету, для запуска которой не нужна специальная стартовая площадка. Она сможет подниматься в воздух с любого аэродрому, а уже в воздушном пространстве переходить в режим взлета ракеты. Так что все страсти вокруг Байконура могут когда-нибудь стихнуть сами собой.
А что же мы? Неужели, имея такую мощную базу, так и будет плестись в хвосте космических исследований? В республике есть интересные научные разработки. Это и принципиально новый ракетный двигатель конструктора Глушко, которым заинтересовались российские институты, и ноу-хау в проектировании надувных конструкций, имеющих большие перспективы для космонавтики, и другие монументальные научные работы. Осталась еще и промышленная основа для реализации многих проектов. Увы, все, видимо, будет востребовано в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Надежда на другой ход событий все же есть: сейчас готовится государственная космическая программа, и если она получит должное финансовое подкрепление, мы имеем шанс вырваться к звездам.