Уголовную ответственность за незаконное обогащение госслужащих могут ввести в Казахстане, заявили на прошлой неделе в Общественном совете Агентства по противодействию коррупции.
Уже сейчас, если чиновник не сможет объяснить происхождение дохода, финансы конфискуют, а сам он может лишиться должности. Более того, еще три года после привлечения к ответственности не сможет вернуться на госслужбу.
Зарубежные страны уже давно применяют такие меры борьбы с незаконным обогащением. Казахстан ратифицировал конвенцию ОНН против коррупции в 2008 году, с тех пор усиливает ответственность.
«Сейчас ушли от многих вещей, таких как условно-досрочное освобождение. Ввели незаконное обогащение – это важный принцип, когда расходы человека превышают его доходы. Во всех странах мира это ключевой фактор. Как только видят, что он катается на Rolls Royce, когда он чиновник. Поэтому проблема незаконного обогащения нашла свое отражение в законодательстве. Это очень большая победа. И в этом плане Общественный совет, который мы возглавляем, в который входят уважаемые авторитетные люди в этой области – он прилагает очень много усилий», — сказал председатель Общественного совета Агентства по противодействию коррупции Марат Башимов.
Введение ответственности за незаконное обогащение – насколько это назревший вопрос в нашей стране, и насколько это позитивная, нужная и вписывающаяся в концепцию «Жана Казахстана» инициатива? Читайте в сегодняшнем материале Caravan.kz.
О таком аспекте борьбы с коррупцией в стране, как ответственность за незаконное обогащение, также на прошлой неделе высказался бывший сотрудник Антикора, а ныне глава общественного объединения «Әділдік жолы» Дидар Смагулов.
«Ничего не могу с собой поделать: я всеми фибрами души ненавижу коррупционеров. Нельзя желать людям плохого, но для них я бы ввёл наказание вплоть до детей и внуков: ровно настолько, насколько они лишают будущего наших детей. И есть один инструмент против них – ответственность за незаконное обогащение (несоответствие имущества доходам).
За коррупцию в Казахстане могут посадить. За «неэффективное управление» только оштрафовать
В 2014 году я впервые начал озвучивать эту идею, будучи молодым специалистом Карагандинского антикора – тогда меня просто высмеивали, крутя пальцем у виска. За мной даже закрепился образ эдакого чудака-фантазера в розовых очках, ослепленного доктриной Верховенства Закона.
В 2018-м я поднабрал политического веса и начал потихоньку продвигать эту тему уже с позиции заместителя директора департамента центрального аппарата антикора. И, к удивлению многих оппонентов этой идеи, наша инициатива начала получать одобрение: 28 марта 2019 года я даже выступил на официальном брифинге антикора на эту тему. Но уже через один рабочий день Минфин официально отменил всеобщее декларирование и перенес его на 2025 год. «Ответственность за незаконное обогащение» опять потерпела фиаско.
Это был сильный удар для меня: вчера я на всю страну говорю, что скоро мы заживем в Новом Казахстане, свободном от коррупции, а через день все отменяется.., и вновь мне говорят про розовые очки…
Через два месяца я ушел из антикора с одной лишь целью – обязательно добиться ответственности продажных жуликов и воров-коррупционеров уже с других позиций. С 2021 года я возглавляю «Әділдік жолы», и все наши усилия направляю в эту сторону. В конце 2022-го пишу пост, что вот-вот Президент страны подпишет соответствующий закон, на что мне отвечают, что все это – популизм и предвыборные обещания. 26 января 2023 года на площадке Службы центральных коммуникаций страны я выступаю на брифинге антикора и озвучиваю, что в Казахстане все-таки введена ответственность за незаконное обогащение.
Впереди много работы для того, чтобы эту ответственность сделать уголовной и сразу же сажать вороватых чиновников за левые доходы, но это уже другая история. Коррупционеры, на выход», — говорится в публикации Смагулова.
«Этот вопрос очень важный и давно назревший в нашей стране, — отметил в беседе с корреспондентом Caravan.kz председатель Общественного совета Агентства по противодействию коррупции Марат Башимов. — В 2008 году, еще когда мы ратифицировали конвенцию ООН по противодействию коррупции, всплывали эти моменты, связанные с незаконным обогащением.
Что это такое? Все довольно просто: если твои расходы превышают доходы – зарплата у тебя одна, а ты ездишь на «Лексусе» и возводишь особняки – будь добр, объясни происхождение этих денег. Они коррупционные или теневые? Ты богатеешь, не платя налоги? Ведь в обществе многие социальные процессы происходят в зависимости от того, заложены ли деньги в бюджете. Кто-то избегает налогов, а рядовые граждане добросовестно их платят. И вопросы справедливости, равенства, конституционных принципов – все они затронуты в плоскости вопроса о незаконном обогащении.
Запрос на справедливость по части противодействия коррупции и незаконного обогащения всегда занимал особое место в нашей стране. И сейчас многие богатые люди переписывают имущество на жен, детей, дальних родственников. Даже налога на роскошь нет, как во многих более-менее цивилизованных странах. У нас даже подобраться к этому не смогли.
Справедливость должна быть восстановлена. И мы должны прививать соответствующие ценности нашим детям, объяснять им – почему важно и нужно жить по средствам. Если этого не сделать сейчас, то вырастет поколение, которое будет жить по двойным стандартам. Говорим детям, к примеру, о том, что быть ученым – это престижно, а профессоры у нас ходят нищими, тогда как в другой стране это человек среднего достатка, а где-то – это и вовсе очень высокооплачиваемая профессия. А жулики у нас купаются в деньгах.
Почти 30 тысяч казахстанских чиновников скрывают свои активы за рубежом
Вопрос противодействия коррупции и теневой экономики крайне актуально вписывается в концепцию Нового Казахстана, Справедливого Казахстана. И это очень важно. Важно также и то, что незаконное обогащение и выявленные факты в результате всеобщего декларирования не скроешь и не перепишешь. Все можно будет отследить – откуда ты получил конкретную сумму, до копейки. И у нас, хочу заметить, еще очень либеральный подход. Во Франции, например, как только ты не можешь объяснить свой доход, он сразу же изымается в пользу государства. А у нас это растянулось на несколько лет, поэтапно: вступление в силу, четыре амнистии и т.д. Спасибо и на том, что существует административная ответственность за незаконное обогащение в виде штрафов, но гражданское общество хочет, чтобы за это в будущем была предусмотрена уголовная ответственность.
Да, в целом в борьбе с коррупцией наблюдаются положительные тенденции. И в этом плане очень помогают гражданские институты. Противодействие коррупции привлекает всех людей, вне зависимости от политических воззрений, потому что коррупция уже сидит в печенках. Все хотят жить спокойно, по справедливости. И все, что выходит за рамки, вызывает вполне оправданное раздражение у общества.
И именно формула взаимодействия с гражданским обществом дает плоды. Об этом я сужу по опыту работы Общественного совета при Антикоре. Все мои мнения и замечания были включены в концепцию противодействия коррупции до 2026 года. Самый главные костяк – это европейские конвенции. Надо сказать, что сам Антикор прилагает большие усилия в ратификации этих конвенций. Насколько мы движемся, насколько мы будем не отставать от цивилизованных стран – это важно, возврат активов в этом контексте очень важен, как и защита свидетелей. Сейчас мы наблюдаем все условия для противодействия коррупции. Главное, чтобы мы это пропагандировали и поощряли. И в обществе должна выработаться нетерпимость к таким людям. Человек, который нечист на руку, должен быть изгоем, как во все времена. Общество не должно его признавать. Нравственные моменты должны быть на первом месте».