“Коричневая троица” на кровавом фоне - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
“Коричневая троица” на кровавом фоне

“Коричневая троица” на кровавом фоне

Какие уроки и выводы извлекает немецкое государство из попыток повернуть вспять послевоенную историю страны?

  • 9 Декабря 2011
  • 2296
Фото - Caravan.kz

О временах третьего рейха, когда людей делили на “высшие” и “низшие” расы, попытались напомнить безработная Беата Цшепе, профессорский сынок Уве Мундлос и бывший армейский эксперт по оружию Уве Бернхардт. Эти уроженцы бывшей ГДР были активистами подпольной ячейки “Тюрингское общество защиты родины”.

Сначала грабили банки

Для начала троица взорвала в 1990 году небольшую бомбу перед йенским городским театром. К счастью, без жертв. Но дальше – горше. Неонацисты попробовали себя в ограблениях банков, затем раз, два раза в год принялись расстреливать владельцев донерных, овощных лавок, крошечных интернет-кафе… Погибло восемь уроженцев Турции и один грек. Все – мусульмане.

Досталось также полицейским: как минимум одна патрульная убита на месте, ее напарник с тяжелейшим ранением головного мозга навсегда остался инвалидом.

И только после тринадцати лет террора и ограбления очередного банка 4 ноября погоня все же настигла двух Уве в окрестностях небольшого восточногерманского городка. Перед тем как застрелиться в жилом вагончике на колесах, Мундлос и Бернхардт позвонили подельнице, и она взорвала “малину” бандитов в Цвиккау. А сама сдалась. Но следы 36-летняя террористка заметала неумело: в руинах особняка был найден табельный полицейский пистолет HK P2000 погибшей на посту Мишель Кизеветтер, а также подробный видеоотчет по всем убийствам “понаехавших”.

Местные СМИ распирало от возмущения: оказалось, что в лица и головы переселенцев с германскими, как правило, паспортами, стреляли все эти годы из одного и того же короткоствольного нарезного оружия чешского производства, найденного в полусгоревшем автовагончике бандитов.

Журналисты сразу нескольких изданий провели собственное расследование и сообщили о вероятных соучастниках, все еще гуляющих на свободе. И впрямь внезапно прозревшая полиция, до той поры придерживавшаяся версии “локальных мафиозных разборок”, тут же арестовала некоего Хольгера. Который, как теперь выясняется, небезвозмездно помогал троице прятаться за границей и брал для бандитов в аренду “вонвагены”. Взят под стражу и некий Андрэ из Цвиккау, регулярно покупавший “донер-киллерам” дешевые железнодорожные билеты с помощью своей именной льготной карты.

Властям было стыдно…

Но самое интересное и поучительное, это оперативность и, будем надеяться, действенность, с какой весь государственный механизм ФРГ отреагировал на результаты обысков и задержания.

Ангела Меркель перед телекамерами призналась, что лично ей нестерпимо стыдно за то, что серия убийств “по национальному признаку” произошла именно в ее стране.

Федеральный президент Кристиан Вульф также не скрывал своего потрясения. Он намерен пригласить всех родственников жертв “убийц из Йены” на официальный прием в президентский дворец Бельвю, где будут также представители правительства и бундестага, уже обсудившего на своей комиccии по внутренним делам “вопрос оказания государственной материальной помощи родственникам погибших”.

Ганс-Петер Фридрих, глава МВД, чьей отставки сейчас все настойчивее требует парламентская оппозиция, заявил о создании специальной группы, “которая рассмотрит возможность запрета ультраправой Национал-демократической партии (НДП)”. Обтекаемость формулировки вполне объяснима, если вспомнить фиаско силовиков восьмилетней давности. Тогда федеральное правительство и бундестаг подали в Конституционный суд иск о закрытии неонацистской партии. Но реально независимая Фемида выяснила: каждый шестой из двухсот наиболее заметных членов НДП – платный агент спецслужб. А убедительных доказательств причастности членов партии к акциям насилия попросту не имеется.

На что ушли деньги?

Правда, теперь, если верить отчету Службы защиты Конституции, в стране “проявили себя уже почти 25 тысяч правоэкстремистов”. И каждый второй из них “готов применить насилие ради своих идеологических убеждений”. Поэтому не только МВД и министерство юстиции, а также многие известные парламентарии, такие как Томас Опперманн из СДПГ или Джем Оздемир от “Зеленых”, намерены снова обратиться в суд для запрета НДП. Однако прежде следует разобраться с такой щекотливой темой, как осведомительский негласный аппарат. Ведь тюрингское ведомство по защите Конституции еще лет пятнадцать назад внедрило своих “засланных казачков” к разбойникам из Йены. Среди них был… сам глава “Тюрингского союза защитников родины” Тино, дававший отчеты под агентурным псевдонимом Отто.

Только с 1994 года и до начала денежной реформы этот осведомитель со стажем успел получить свыше 200 000 полновесных дойчемарок, которые инвестировал… в укрепление и расширение подпольной неонацистской структуры. И даже добился получения для кровавой троицы документов прикрытия от Службы защиты Конституции.

Методы сомнительные, но других нет

Ох и досталось проштрафившейся спецслужбе на недавнем кризисном заседании федеральных и земельных министров внутренних дел, юстиции и руководителей служб безопасности. Председатель немецкого профсоюза полицейских Райнер Вендт мало того что обвинил борцов с подрывом конституционных устоев в практиковании “сомнительных методов, приносящих сомнительную информацию”, но и предложил вообще ликвидировать данное ведомство. Сэкономив тем самым около 300 миллионов евро налогоплательщиков.

На столь радикальную меру, правда, власти пока не пошли. Очередным ответом неонацистскому вызову стало создание “Центра по борьбе c правым экстремизмом”. В который собирают лучших спецов как из ведомства по охране Конституции, так и ведомства по уголовным делам, криминальной полиции и даже контрразведки – БНД.

Берлин – Цвиккау – Йена, Германия