Контролируемая свобода - Караван
  • $ 483.23
  • 534.74
+14 °C
Алматы
2024 Год
3 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Контролируемая свобода

Контролируемая свобода

В новый азербайджанский закон "О лишении свободы", могут войти новые, прежде не применявшиеся способы ограничений осужденных, такие как, например, электронные браслеты.

  • 4 Июля 2006
  • 1219
Фото - Caravan.kz

Как сообщают наши коллеги из общественно-политического обозрения Эхо, на предстоящей осенней сессии Милли меджлиса может быть рассмотрен законопроект «О лишении свободы».
В него могут войти ряд новых, ранее не применяемых в Азербайджане способов контроля за преступниками, вина которых доказана в судебном порядке.
Этот документ сейчас разрабатывается в структурах Милли меджлиса. Речь, в частности, идет об особо опасных лицах, рецидивистах, которые уже не один раз попадали в исправительные учреждения.
За введение в этой области международной практики и применение серьезных мер контроля выступает депутат Милли меджлиса и член постоянной парламентской комиссии по правовой политике и государственному строительству Фазаиль Агамалы.
Отметим, что в данном случае речь идет об ограничении на посещение мест массового скопления людей на протяжении определенного времени после выхода из мест не столь отдаленных.
Кроме того, предполагается введение практики принудительной сдачи крови на анализ людьми, в свое время отбывшими срок наказания за преступление на почве наркомании (такую практику используют или собираются использовать в ряде стран мира).
Предусматривается также применение электронного браслета, который надевается человеку на руку или на ногу. Он позволяет правоохранительным органам контролировать лиц освобожденных на поруки и или раньше срока предусмотренного приговором суда.
Как подчеркивает депутат Агамалы, Азербайджан может на деле посмотреть какие позитивные или негативные моменты имелись во время применение этих элементов за рубежом.
На взгляд парламентария, каждого преступника уже отсидевшего свой срок следует оценивать по определенной шкале его опасности для членов общества.
«В зависимости от этих показателей в отношении лиц из этих категорий должны применяться необходимые меры, в том числе контроль после отбывания срока наказания», — считает депутат ММ. В отношении особо опасных рецидивистов, которые уже неоднократно побывали в местах лишения свободы, по его словам, может быть даже установлен пожизненный контроль.
Контроль, на взгляд депутата, можно было бы осуществлять опять же принятыми в мире механизмами, такими как браслет. Народный избранник считает, что браслет существенно поможет блюстителям правопорядка в пресечении преступных деяний.
За применение браслета выступает и депутат ММ, член постоянной парламентской комиссии по международным вопросам Асим Моллазаде.
По его словам, браслет — это техническое приспособление, помогающее правоохранительным органам наблюдать за, например, досрочно освобожденными людьми. «В этом нет ничего предосудительного»,- считает депутат. К тому же, по словам народного избранника, во время предстоящих обсуждений можно рассмотреть и иные технические элементы контроля.
Частично с выводами законодателей согласен и известный адвокат Намизад Сафаров. Он считает приемлемым применение ограничительных мер в отношении лиц освобожденных досрочно. В том числе, защитник полагает, что допустимо использование браслета, который позволит правоохранительным органам контролировать своего «подопечного».
Касаясь учреждения института куратора, который смог бы следить за действиями условно освобожденного, то, по информации адвоката, эта процедура уже предусмотрена в отечественном законодательстве. «Люди из этой категории систематически должны проходить регистрацию в полиции, которая следит за их действиями до истечения условного срока наказания»,- рассказывает адвокат.
Что касается введения каких-то ограничительных мер в отношении лиц уже отбывших свой срок наказания, то, по мнению адвоката, это недемократично.
«Пусть, он даже рецидивист со стажем, но он отбыл свой срок, охотиться за ним после этого, неправильно»,- настаивает адвокат. По его словам, подобная политика противоречит правовой системе нашей страны.
Сафаров считает, что действующее законодательство в этой сфере достаточно четко регулирует эти вопросы и вводить дополнительные, жесткие меры нельзя.
Несколько насторожено реагирует на желания парламентариев директор Института мира и демократии Лейла Юнус.
По ее словам, предложения депутатов могут привести к еще большему ужесточению существующего законодательства в этой сферы и сделать его менее демократичным. К примеру, уже сегодня местные суды, отмечает правозащитник, как правило, выбирают в отношении подозреваемых только меру пресечения в виде ареста на период проведения следственных действия, которые на первом этапе длятся три месяца.
«Только в редких случаях, после давления, суды идут на изменение меры пресечения», — отмечает правозащитник.
В то же время, по словам Л.Юнус, существует такая практика как освобождение подозреваемого на время проведения расследования под залог. «Но разве вы когда-нибудь слышали о применении этого механизма в нашей стране?», — восклицает правозащитник. Более того, по ее словам, в международной практике имеется и механизм суда присяжных, который работает по тяжким преступлениям. «А у нас все подобные дела рассматривает, как правило, один судья».
Глава института подчеркивает: «У нас почему-то всегда стараются взять в международной практике что-то одно, а все остальное как бы не для нас».
ДОСЬЕ
В Великобритании уже более пяти лет надзор за досрочно освобожденными (под надзор полиции) заключенными осуществляется при помощи электронного браслета, надеваемого на ногу «подопечного». По идее, если досрочно освобожденный выходит из дому не в разрешенное время, на диспетчерский пульт поступает сигнал.
В Испании в 2004 году они тоже были введены, для заключенных, получивших за хорошее поведение разрешение выходить в город на определенное время. Такие же браслеты помогают контролировать лиц, которые признаны виновными в семейном насилии, а также футбольных фанатов с плохой репутацией.
В Эстонии минюст планирует применять к досрочно освобожденным ЗК такую же систему электронного контроля: им придется носить на руке или ноге браслет с передатчиком, который через определенные промежутки времени посылает закодированный сигнал (радиус действия передатчика составляет около 50 м), а установленный дома у поднадзорного контрольный блок принимает сигнал и отправляет его в дежурный центр. Там компьютер сравнивает сигналы с графиком движения, установленного для каждого поднадзорного.
В Австрии в ряде земель в этом году проводится эксперимент по применению электронного ножного браслета для контроля за поведением условно-досрочно освобожденных. Осенью следующего года по итогам эксперимента должно быть принято решение о целесообразности распространения такой практики на всю территорию Австрии.
В США есть специальная организация, которая осуществляет контроль за соблюдением режима бывшими заключенными. Каждый бывший зэк обязан отмечаться в этой организации. В зависимости от совершенного преступления, процедура может происходить раз в неделю или раз в месяц в течение полугода по месту жительства.
Если наказание было связано с наркотиками, то периодически человека могут заставлять сдавать анализ крови. Если он собрался выехать в другой город — нужно получить формальное согласие вашего куратора. В противном случае это считается нарушением. За невыполнение этих правил на первый раз грозит предупреждение. При повторных нарушениях — тюремное заключение на срок от 6 до 12 месяцев, в зависимости от содеянного и общественной опасности предыдущего преступления.
Все вышеперечисленное касается правонарушений на федеральном уровне. Если же преступление было совершено на уровне штата (более низкая ступень) — то и контроль, как правило, более мягкий.
(При подготовке досье были использованы материалы газеты «Московский комсомолец»).

Р.РЗАЕВ, Н.АЛИЕВ