Целями законопроекта "О коллекторской деятельности" являются повышение эффективности и безопасности в работе по взысканию задолженности, защита прав и интересов должников от неправомерных действий со стороны коллекторских агентств, повышение прозрачности, регулирование коллекторской деятельности, повышение доверия населения, снижение социальной напряженности. Законопроект регулирует общественные отношения, возникающие в ходе осуществления коллекторской деятельности.
— Несмотря на фактическое существование коллекторских компаний длительное время и широкое вовлечение в нашу жизнь, их деятельность не регулируется законодательством и не контролируется государством. Уже сейчас существует около 60 компаний, которые на основе договоров с банками взыскивают задолженность. 928 тысяч должников банков находятся на взыскании в коллекторских агентствах. При этом потенциальный масштаб неурегулированности отношений по взысканию долга в условиях закредитованности населения будет только возрастать, — сказал председатель Национального банка Данияр Акишев.
В ходе рассмотрения законопроекта на заседаниях рабочей группы в целях совершенствования отдельных норм законопроекта был принят ряд поправок. В части защиты прав потребителей финансовых услуг: правила взаимодействия коллекторского агентства с должником определены на уровне закона, установлено право должника на урегулирование своей задолженности в досудебном порядке, предусмотрена обязательная фиксация коллекторским агентством процесса взаимодействия с должником с помощью средств аудиотехники и видеотехники.
Требования к коллекторским агентствам
В части обеспечения прозрачности рынка коллекторских услуг: установлен запрет на наличие в составе учредителей коллекторского агентства лиц, не раскрывших информацию о себе и своих бенефициарных собственниках, а также не имеющих безупречной деловой репутации, отмечается в заключении комитета по финансам и бюджету мажилиса.
Установлен срок хранения данных аудио- и видеозаписей в шесть месяцев со дня взаимодействия. Предусмотрены требования к опыту работы сотрудника коллекторского агентства, непосредственно взаимодействующего с должниками, в сферах финансовой, страховой деятельности, образования, государственного управления и обороны, обязательного социального обеспечения, в области права и бухгалтерского учета, деятельности агентств по сбору платежей и кредитных бюро.
— Законопроектом установлен исчерпывающий порядок и правила взаимодействия коллекторского агентства и должника. Предусматриваются прямые ограничения. В течение дня не допускается более одного личного контакта и трех телефонных переговоров, а время выбора взаимодействия сохраняется за должником. Любые личные контакты запрещены в праздничные дни, а время взаимодействия в выходные, по сравнению с будними, будут установлены короче на шесть часов, — сказал Акишев.
Сопутствующий законопроект
Также депутаты одобрили в первом чтении сопутствующий законопроект "О внесении изменении и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам коллекторской деятельности". Проект предусматривает введение регулирования, контроля за коллекторской деятельностью, установление для коллекторских агентств требования по участию в системе формирования кредитных историй в РК. Проект закона также предусматривает определение прав банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, и микрофинансовых организаций по передаче прав требований коллекторским агентствам, а также банковской тайны и тайны предоставления микрокредита, установление меры ответственности коллекторских агентств за нарушение законодательства о коллекторской деятельности.
В ходе рассмотрения законопроекта на заседаниях рабочей группы в целях совершенствования отдельных норм законопроекта был принят ряд поправок. В части защиты прав потребителей финансовых услуг предусмотрено обязательное принятие кредитором мер, направленных на урегулирование проблемной задолженности, а также передача коллекторскому агентству на взыскание задолженности в случае неурегулирования с должником проблемной задолженности и недобросовестности должника.
Уточняются полномочия банковского омбудсмена по урегулированию разногласий, возникающих из договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита между заемщиком, являющимся физическим лицом, и лицом, которому уступлено право (требование). В части обеспечения прозрачности рынка коллекторских услуг уточнены составы административных правонарушений в части введения дополнительной ответственности коллекторских агентств, предусматриваются полномочия Национального банка по контролю за деятельностью коллекторских агентств в форме проверки и иных форм контроля, уточняется информация, которая должна предоставляться коллекторским агентством в государственное кредитное бюро.