Поддельная обувь кажется привычной для казахстанского рынка. На местных базарах и даже на прилавках крупных торговых центров запросто можно встретить такие бренды, как Adidas, Nike, Reebok, правда, по цене значительно ниже той, которую ставят сами производители. По данным комитета государственных доходов МФ РК, теневой рынок обуви в Казахстане составляет около 48,5 процента от всего объема, а это почти половина всего товара на рынке. Кроме того, чаще всего поддельная обувь приходит в Казахстан из-за границы. Тем более, согласно информации от игроков обувного рынка, доля импорта обуви составляет в стране более 90 процентов. Сегодня стартовал школьный сезон, и родители снова сталкиваются с проблемой: какую обувь покупать в местных магазинах.
Следи за ногами
Маржан Аульбекова, мама двух сыновей одной из столичных школ, сетует на то, что с каждым годом на рынке все сложнее найти детям качественную обувь.
— Цены на все растут, оригинальные кроссовки стоят от 50 тысяч тенге, а подделка, которая дешевле в три раза, за один сезон превращается в тряпку. Как так можно? Мы что, бедная страна, которая даже обуть граждан достойно не может? Когда на рынке говорят, что обувь качественная и из Турции, откуда мне знать, что ее не шили дети в подвале на китайском рыбном заводе, — задается она вопросом.
Один из основных методов борьбы с поддельной обувью – внедрение механизмов цифровизации и, что следовало, появление возможности отследить весь путь товара от этапа производства до конечного потребителя. Здесь и выявляется основное преимущество цифровой маркировки — она позволяет идентифицировать каждую пару обуви и проследить ее по товаропроводящей цепочке без влияния человеческого фактора.
Директор ТОО GLASMAN Анвар Хилажев считает, что товары легкой промышленности, завозимые из других стран, составляют на рынке 95 процентов контрабанды и контрафакта в связи с устоявшейся более 20 лет системой провоза товара через границу по килограммам. При этом не выплачиваются налог и пошлины в бюджет при таможенной очистке. Отечественные предприятия, которые работают на потребительский рынок, а не на госзаказ, давно находятся в неравных условиях с импортными производителями. Поэтому население ходит в одежде в основном китайского производства.
— Маркировка товаров дает надежду, что ситуация изменится и правительство примет решение навести порядок на границе. Тогда отечественным производителям будет легче реализовать свою продукцию, — убежден он.
Обязательная цифровая маркировка обуви в Казахстане будет введена с 1 ноября 2021 года. Это значит, что с этого дня будет запрещено производство и ввоз немаркированной обуви на территорию страны. Управляющий директор Центра развития цифровой экономики Нуржан Баекеев отмечает, что код, которым будут отмечать любую ввозимую в страну обувь, будет уникален для каждой пары обуви, он и будет цифровым заслоном от подделок товара и защитой рынка от контрафакта.
— Маркировка обуви идет не только в Казахстане, но и в других странах. Цифровая маркировка товаров – это межнациональный проект, который был инициирован странами ЕАЭС еще в 2017 году. Основными целями являются защита жизни и здоровья граждан, обеспечение законного оборота товаров, очистка рынка от контрафактной продукции, защита предпринимателей от недобросовестной конкуренции. Рынок России уже для контрафакта закрыт, и в Белоруссии тоже вводится маркировка обуви. Если мы не введем, то весь нелегальный поток товаров хлынет в Казахстан, — резюмирует он.
После введения обязательной цифровой маркировки, добавляет Нуржан, легальность обуви можно будет проверять с помощью мобильного приложения Naqty Onim, отсканировав код маркировки на товаре.