В этой ситуации очень сложно защитить экономику страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов. Добросовестных участников внешнеэкономической деятельности можно по пальцам пересчитать.
В основном бизнесмены продолжают обходить закон, а меры, принимаемые государственными органами по пресечению незаконного оборота товаров, на сегодня оставляют желать лучшего.
Факты говорят сами за себя. «В течение 2007 года органами таможенного контроля и финансовой полицией выявлено только 15 фактов экономической контрабанды. На территории ЗКО действуют около 10 таможенных постов, осуществляющих таможенный контроль. Однако при значительном штате сотрудников таможенных органов результативной работы по выявлению контрабанды не видно», — сообщил начальник управления за деятельностью государственных органов областной прокуратуры Арман Мухамбеткалиев.
В то же время рынки и все торговые точки насыщены импортными несертифицированными товарами и товарами, запрещенными к ввозу в республику.
В прокуратуре предполагают, что негативное влияние на работу таможенных органов, возможно, оказывает плохое взаимодействие с другими правоохранительными органами, а также таможенными органами России в плане обмена оперативной информацией, в частности, ведении единого банка данных.
Да, такая проблема существует. Российские таможенники, как отметил на совещании в прокуратуре заместитель начальника департамента таможенного контроля Арыстан Бабагулов, очень плохо идут на контакт.
А единичные случаи проведения рейдовых мероприятий с другими органами мало дают эффекта. За весь прошлый год не выявлено ни одного факта организованной контрабанды.
«Совместные усилия финполиции и таможенников сведены к задержанию отдельных граждан на таможенных постах с незначительным количеством товаров, перемещаемых через границу. В основном выявляются последние звенья контрабанды — перевозчики и покупатели, а их каналы не пресекаются», — заявил Арман Мухамбеткалиев.
С учетом того, что контрабанда везется из других стран, нашим службам очень сложно вести работу со своими коллегами — «иностранцами», впрочем, подобные попытки делаются очень редко. Как правило, наши органы рады и тому, что вообще кого-то задержали, улучшив свои показатели.
«Анализ состояния законности во внешнеэкономической деятельности и борьбы с контрабандой показал, что позитивные изменения в целом не произошли. В то время как эти преступления причиняют огромный ущерб и представляют урон экономической безопасности государства», — отметил Мухамбеткалиев.
Финансовые полицейские, призванные напрямую бороться с экономической контрабандой, тоже звезд с небес не хватают, ограничиваются мелкими делами на местном уровне.
«Никаких огромных контрабанд нами не выявлено», — так и сказал замначальника департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью ЗКО Александр Кривобоков. В основном задерживаются проводники и пассажиры поездов, которые едут из России.
Наших участников внешнеэкономической деятельности, проще говоря бизнесменов, тоже очень сложно поймать. Многие из них везут без оформления скоропортящиеся продукты питания из России.
Да и сам статус добросовестного участника ВЭД не совсем соответствует реальности. Получение его дает бизнесмену возможность без особых проволочек перевезти товар на собственный склад. А уже потом оформлять все соответствующие документы. Государство надеется на добросовестность и порядочность участника ВЭД, а на деле, зачастую, происходит обратное.
«Среди участников ВЭД есть те, кто под прикрытием завозит больше товаров, чем указано в декларации. Но ввиду того, что они сразу заезжают к себе в складские помещения, где уже находится товар ранее завезенный, очень трудно их проверить», — жалуется Кривобоков.
А национальный центр экспертизы и сертификации в связи с этим сталкивается с другой проблемой. Декларант выгружает у себя на складе товар и только потом идет в вышеуказанный центр для получения декларации. «Участникам ВЭД дается месяц, в течение которого уже растаможенный товар должен быть сертифицирован. Но, как показывает практика, идет рост не закрытых заявлений декларантов», — отмечает начальник отдела подтверждения соответствия продукции и услуг Западно-Казахстанского филиала АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» Галина Жигалина.
Наши бизнесмены провозят продукцию, но затем не сертифицируют ее, зато успевают в полном объеме реализовать. Так что и взятки с них гладки — товара-то нет!
И этим они способствуют тому, что Казахстан становится хаотичным рынком, где нет контроля безопасности продукции.
Кстати, ни одна постсоветская страна не сталкивается с такой проблемой, кроме нас. Несколько лет назад и в Казахстане существовали такие «правила игры». Таможенные службы прямо на границе, при ввозе требовали сертификат. Что было сложновато выполнить в реальной практике, потому что для проведения сертификационных испытаний необходимо время — от 10 до 15 дней в зависимости от продукции. Пока проходила сертификация, товар ставился на СВХ, что доставляло неудобство и вызывало возмущение бизнесменов.
Но потом правительство отменило такой порядок. Идя навстречу участникам ВЭД, оно ввело положение, когда товар завозится и постфактум сертифицируется. При этом ставка делалась на порядочность самих участников ВЭД. Но как показала жизнь, последние далеки от того, чтобы выполнять все требования государства. И вполне возможно, правительство обратно примет документ, который бы требовал сертификат при ввозе.
В той же России такое положение действует давно, таможенники требуют на границе сертификат и никого не волнует, где, когда и при каких обстоятельствах участник ВЭД получил его.
Есть еще одна проблема во взаимодействиях участников ВЭД с госорганами — это таможенные платежи. Сама процедура определения таможенной стоимости очень сложная. По мнению прокуроров, она является камнем преткновения во взаимоотношениях бизнеса и таможенных органов. Заплатить нужно за все, что ввозится, но бизнесмены пытаются скрыть часть товаров и не всегда по незнанию. Даже такие крупные компании, как КПО, пытаются уклониться от уплаты таможенных платежей, не говоря уже о мелких фирмах.
Взаимодействие госорганов в регулировании внешнеэкономической деятельности должно обеспечивать не только поддержку и стимулирование развития бизнеса, но и контроль за соблюдением национальных интересов. Другими словами, экономическую безопасность, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижающих уровень жизни, порождающих негативные социальные последствия.
Но для этого и госорганы, и бизнес должны работать цивилизованно — в рамках закона.
У нас же пока бездействие и инертность одних порождает чрезмерную прыть со стороны вторых, что, в конечном итоге, приводит к неблагоприятной ситуации в целом на рынке товаров и услуг.
Фото с сайта http://finance.rol.ru