Конструировать, значит - мыслить - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+10 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Конструировать, значит - мыслить

Конструировать, значит - мыслить

Человеческая мысль способна интуитивно предвидеть мир на сотни лет вперед.

  • 1 Ноября 2004
  • 1913
Фото - Caravan.kz

А еще есть индивиды — носители этого дара, которые могут принести обществу грандиозную пользу, а в зависимости от масштаба своих способностей — и всему человечеству.
Но для этого необходимы благоприятные условия, только тогда их уникальные технические и мыслительные способности можно будет развивать в нужных направлениях.
Почему в Японии в процессе воспитания детей такое значение придают кубикам- конструкторам? Не оттого ли их продукция столь качественна и потому дорога?
Кто двигает прогресс вперед? Только мыслящие люди, конструкторы, изобретатели. И, если мы желаем юному поколению страны добра и процветания, то прежде всего должны дать возможность научиться мыслить, творить, развиваться.
Авиамоделизм — это как раз то, что нужно. Он и доступен, и может быть массовым, занимаясь авиамоделированием, мальчики приобретают необходимые для мужчины трудовые навыки, и, кроме того, у них шлифуется, оттачивается, развивается техническое мышление.
Авиамоделизм в Казахстане в начале перестройки имел тенденцию к упадку. Однако, благодаря коллективным усилиям энтузиастов, он постепенно начал подниматься, и сегодня уже проводятся международные соревнования на казахстанских базах авиамоделирования.
Алматинские асы
Имена алматинских авиамоделистов известны во всем СНГ: Юрий Фильчуков, Алексей Оксененко, Юрий Карюк, Юрий Гизатуллин, Алексей Гунькин. Мастер спорта Юрий Фильчуков является еще и рекордсменом СССР, а также серебряным призером Первых Авиационных игр в Турции (1996 г.), чемпионом Азии, многократным чемпионом Казахстана. Хотя почти каждый из названных спортсменов был чемпионом Казахстана в своем классе моделей.
Алексей Оксененко — сын старшего Оксененко, тоже Алексея, прекрасно делает модели пилотажных самолетов, у него талант конструктора. Молодой человек сейчас заканчивает Академию гражданской авиации. На его счету уже достаточный список созданных своими руками самолетов.
Сам он прекрасно управляет своими радиоуправляемыми самолетами, которые выполняют фигуры высшего пилотажа, и приносят своему создателю регулярный успех на соревнованиях.
Нельзя обойти вниманием Юрия Гизатуллина. Это шестикратный чемпион Вооруженных Сил СССР. Его любимая модель — бесшумный электролет, могущий часами тихо летать в необходимой зоне. Разумеется, такие вещи могут быть весьма практичны в военных структурах. Кроме того, Гизатуллин уделяет огромное время подрастающему поколению — он ведет кружок авиамоделизма в одном из районных домов детского творчества в Алматы.
Огромную роль в организации регулярных соревнований играет старший Алексей Оксененко, который является председателем авиамодельного клуба, параллельно ведя кружок авиамоделизма в городском доме детского творчества, точнее, во «дворце молодых талантов». Он — неоднократный чемпион страны и один из опытнейших авиамоделистов в СНГ.
Этап кубка мира в Байконуре
Недавно оба Алексея Оксененко вернулись с этапа Кубка Чемпионата мира по авиамоделизму, по классам ракет, который проходил в Байконуре. Старший Оксененко был членом жюри, младший помогал, но самое главное — он «летал» со своей моделью — радиоуправляемым пилотажным самолетом, собственного изготовления. За рубежом этот самолет мог бы стоить не одну тысячу долларов!
Конечно, у участников были некоторые претензии к организаторам соревнований, но ведь главное не в этом, главное, соревнования состоялись.
Погода была в основном хорошая, однако при ветре более 10 м/сек приходилось переносить полеты ракет (имеются ввиду модели ракет) на более благоприятное время. При сильном ветре невозможны стабильные пуски моделей ракет — они не настолько мощны, чтобы не реагировать на потоки воздуха.
Соревнования проходили в десятках метров от настоящих стартовых площадок космодрома. Вообще сам космодром Байконур действовал, конечно, весьма впечатляюще и вдохновляющее на спортсменов.
Состязания проходили по классам ракет: в классе «S 7» 1-е место занял Шлабо Микулас из Словакии, в классе «S 8″ — Владимир Утсин (Узбекистан), 2-е Парахин Серегей (Россия), 3-е Загородный Александр (Россия), в классе » S 9″ — 1-е место Бакиев Фархат (Узбекистан), 2-е Ибрагимов Игорь (Узбекистан), 3-е место досталось Владимиру Меншикову из России, в классе «S-6-B» — 1-е место у Владимира Меншикова, 2-е — у Виктора Бакиева, 3-е — у Игоря Ибрагимова.
В сводном протоколе командных результатов почетное первое место досталось СШ №5 (из Байконура), казахстанским школьникам. Молодцы, юные ракетчики. Так держать!
Байконур — это не только пусковые стартовые площадки, это еще и целые инженерные корпуса, где идет работа по созданию тела ракеты, ее корпуса, двигателя и т.д… Мелочей в ракетном деле не бывает. Все важно. И каждый конструктор, работающий в той или иной космической программе, трудится в своем корпусе, названном «МИК».
Каждый осуществляет свою задачу, которая является частью большого дела. На каждом лежит ответственность за его работу. Если перед стартом откажет какая-либо часть космического аппарата, пусть даже очень маленькая деталь, то отложат или вообще запретят пуск…
Именно этот момент развивает в юных авиамоделистах такое ценное качество, как ответственность. Авиамодельный вид спорта способен дать стране тысячи умных, технически мыслящих, трудолюбивых молодых людей с золотыми руками.
Тренер-инструктор, мастер спорта по авиамоделизму, многократный чемпион Казахстана Алексей Оксененко (старший) считает:
— Наш авиамодельный вид спорта настолько полезен, что трудно его переоценить. Ведь занимаясь в авиамодельном кружке, мальчишки учатся тому, чему и на уроках труда не научат: 1. Думать. 2. Рассчитывать, что из чего можно сконструировать. 3. Чертить. 4. Пилить. 5.Строгать. 6. Сверлить, и дрелью, и даже на специальном станке, причем по ходу дела еще и обращаться с этим станком, даже — чинить его. 7. Склеивать детали, то есть разбираться в различных клеях и способах их применения, после чего третьеклассники легко клеят дома кафель, во время ремонта. 8. Обращаться с токарным станком и соответственно чинить при необходимости и его. Такой мальчик в дальнейшем сможет заменить на своем автомобиле какую-либо деталь. 9.Обращаться с молотком. Надо сказать, что далеко не каждый мужчина умеет делать это.
И, наконец, такой труд воспитывает великое терпение у всех, даже у самых трудных, подростков. Стремление к творчеству остается в привычке на всю жизнь.
Менять мир вокруг себя, быт, свой и близких людей — в лучшую сторону, а за ним и жизнь — это замечательное качество, столь недостающее многим нашим современникам. И не побоюсь повториться — еще и ответственность за свою работу, а значит и за все, что касается этого человека. Ну, вот вам и образ юного человека. Красиво, нравственно? Такой не пойдет в подворотню грабить людей, он сам привык делать все своими руками. Из таких получаются толковые специалисты в любой области, потому, что они умеют и думать, и работать. Особенно это актуально для матерей-одиночек. Понимаете, почему? Сколько у меня было мальчишек, никто из них не стал уголовником или наркоманом, никто из них не стал даже пьяницей. Все без исключения — при деле. Кто-то летчик, кто-то — инженер, кто-то программист, кто-то — директор автозавода. Я рад за них за всех! И очень хотел бы, чтобы те, кто наделен властью, понимали, что авиамоделизм — это не футбол (хотя мы все любим футбол), это более ценное, в масштабе всей нашей страны — это и борьба с детской беспризорностью, с подростковой преступностью, с наркоманией. Хотелось бы, чтобы у нас не отбирали помещения, чтобы нам оказывали больше помощи в организации соревнований. Пустое времяпровождение или авимоделизм, что лучше?
Человечество не должно топтаться на месте, человек, в отличие от животных, обладает интеллектом, его силы и возможности необъятны, как космос.
В этом плане — такое занятие, как авиамоделизм, развиваясь в стране масштабно, может принести через некоторое время невероятный технический и технологический прорыв в развитии!
Тысячи, десятки тысяч бездельничающих мальчиков в свободное время!
Или наоборот, — десятки тысяч занятых интеллектуальной технической работой в свободное от учебы время! Это было бы серьезным ударом по росту детской наркомании и детской преступности, а также в целом повысило бы уровень образованности, интеллектуальный уровень и культуру мышления молодого поколения, будущего нации в целом.
Вряд ли кто из наделенных властью людей об этом думал всерьез. Возможно, авиамоделизм никто не воспринимает серьезно, а жаль.
Творчество — прекрасная вещь. Молодежь сейчас заброшена, как никогда. У руководителей авиамодельных кружков и клубов отнято немало помещений, отобраны зарплаты, хоть и маленькие, их просто выкинули, как будто в стране запланировали ввести «Закон о запрете рождаемости» вообще.
Мы должны думать не только о том, что надо повысить уровень рождаемости, но еще более важно повысить уровень образования детей, большая доля которых живет за чертой бедности.
Если сделать авиамодельные кружки массовым, доступным делом, то десятки тысяч мальчишек смогут вернуть стране долг уже в ближайшее десятилетие. Каким образом? Прекрасное техническое, творческое, развитое мышление приносит рационализаторский подход в любой работе, не говоря уже о качестве. Стране нужны интеллектуалы с золотыми руками, а не армия наркоманов и слабаков, в том числе и умственных. Кто-то считает не так?
Вместо послесловия
Самолеты «ЯК», «Ту», «Су», «МиГ» делали люди, которые в детстве проявляли интерес к конструированию. Достаточно сказать, что творец космических кораблей Сергей Королев занимался авиамоделированием. Он строил модели класса «планер», они летали, он строил другие — еще лучше. И они тоже летали.
Автор этих строк знакома с летчиком-испытателем, С. Нетунаевым, который испытывает ныне маленькие самолеты в Усть-Каменогорске.
Этот человек в детстве занимался авиамоделизмом, затем стал просто пилотом, даже был знаком с космонавтом Светланой Савицкой. Он считает, что всем хорошим, что у него есть, он обязан именно кружку авиамоделизма. Но в то же время сейчас в Усть-Каменогорске аэроклуб не функционирует, кружки авиамоделизма государство не финансирует, а самом городе процветает пышным цветом наркомания, в том числе и детская.
В силу этого рост преступности, падение уровня общего интеллекта, падение уровня здоровья нации в том регионе. И надо сказать, государство выделяет какие-то средства, для лечения наркоманов.
Не лучше ли возродить кружки авиамоделизма?

На снимке: Алексей Оксененко-младший с радиоуправляемой моделью собственного изготовления.