Сложно ранжировать всю деятельность его общественного объединения “Я алматинец” – это и поиск пропавших людей, и оказание помощи при ЧС, проведение благотворительных мероприятий, но главным видится умение пробуждать в горожанах чувство патриотизма. Это ли не новая модель общественного согласия и общенационального единства?
– Я по своей натуре фаталист, раз попал сюда, делай что должен, и будь что будет. Не было такого, чтобы я спал и видел себя в маслихате. Но у меня была честная битва, в итоге получил 63 процента голосов, – рассказывает Константин Авершин. – Выходных практически нет, я постоянно встречаюсь с людьми, мониторю и анализирую проблемы. Мой участок – Бостандыкский район, но звонят со всего города, я являюсь председателем депутатской комиссии по поддержке предпринимательства и ЖКХ в маслихате. Времени катастрофически мало, очень хорошо, когда есть мощный тыл – супруга, мои близкие, они все подключаются, подхватывают работу по бизнесу.
Бросался всем помогать
– Вы успешный бизнесмен, я сама поклонница вашего стрит-фуда, недавно красили скамейки в чужом дворе, нечасто у нас предприниматели занимаются подобным. Зачем оно вам?
– Бизнес у меня только 7 лет, до этого 9 лет работал по линии антитеррора. Считаю, что людей надо своим примером заражать. Если чиновник или какой-то большой начальник сидит и умничает, что в городе должно быть чисто, но сам к этому не прилагает никаких усилий, это бесперспективно. До того как я попал в маслихат, у нас образовалось общественное объединение “Я алматинец” из ребят с активной жизненной позицией.
Помню до сих пор этот момент – в центре города на Шевченко – Байсеитовой есть открытое пространство, там валялись шприцы, бутылки, и между ними бегали дети. У меня тогда произошел какой-то поворот в сознании: как так?!
В сети была группа “Истинные алматинцы” – это основной костяк нашего объединения, мы туда вышли и собрали два КамАЗа мусора. Получили такой драйв, не зря раньше проходили субботники, куда брали и детей. Я активно пропагандирую живое общение. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, почему бы и не покрасить скамейки, встретиться с друзьями и пообщаться?
– Почему одни горожане свинячат, а другие должны за ними подчищать?
– Конечно, никто никому ничего не должен. Но если каждый человек будет стремиться стать здоровой клеткой в социуме, то вся система оздоровится. Поэтому очищать надо пространство вокруг себя. Увидите, этот позитив начнет плодиться с геометрической прогрессией. Сколько у нас было таких моментов – вроде убрали, на следующий день приезжаем – опять все замусорено.
Надо вводить штрафы, считают одни, но, мне кажется, это неправильно, людям надо объяснять, показывать, что делать, – человек быстро заряжается хорошим. Откровенных подонков на самом деле немного, есть просто невоспитанные люди и те, кто живет с комплексом иждивенчества.
Когда я окунулся в маслихатскую деятельность, первое время бросался всем помогать. Сейчас предлагаю так: раз вы звоните, возглавьте решение проблемы, а я вам помогу. 80 процентов звонящих сразу пропадает, то есть им просто нужно было вылить на кого-то свой негатив. Те, кто остаются, – это ценная “порода” алматинцев, которые и состоят в нашем объединении.
На последнем тимбилдинге с нами была одна пара, они взяли с собой пакеты для мусора, мы шли на водопад, а на обратном пути собирали мусор. И, представьте, все стали подхватывать – тоже собирать мусор в горах. У людей, которые нас тогда видели, в голове, наверное, не укладывается – все прилично одетые, собирают мусор, садятся в хорошие машины и уезжают (смеется). Я очень рад, что меня окружают такие люди.
Нехорошее наследство
– До того как вы попали в маслихат, у вас наверняка были свои представления об органах власти?
– Вы знаете, я никогда себя не позиционировал на той или другой стороне. Мы все живем в одном городе, и само по себе деление – там враги, а здесь свои – деструктивно. Да, можно троллить, прикалываться, но только на этом уровне. Что тут говорить, Алматы был в застое, и все те устои, которые были приняты ДО, они ломаются. Выявляется очень много проблем.
На сегодняшний день городская администрация имеет дело с результатами этого застоя. В акимате, как и везде, есть ребята, которые готовы за город “рвать жилы”, а есть посредственные. В последнее время я придерживаюсь такой философии: каков посыл – такой и ответ.
Меня судьба всегда сталкивает с позитивными людьми, кто не сидит и не ждет, что за него сделают. Бывало, раньше едешь по дороге и во всем винишь акима, сам этим грешил. Сейчас я сильно поменял свое мнение, на самом деле надо начинать с себя: научиться не выбрасывать мусор на асфальт, если видишь, валяется в горах бутылка, – подбери, от тебя не убудет. Мой посыл алматинцам заключается в том, что мы должны быть хозяевами своего города, а станем ими, когда у каждого будет своя активная гражданская позиция. Тогда и наверху будут считаться с нашим мнением.
– Вы упомянули, что нынешней городской власти наследство досталось, мягко говоря, невесть какое…
– На самом деле, времена меняются, и мы вместе с ним. Алматы тек в каком-то странном режиме, а это ведь мегаполис, и отвечать надо современным требованиям. Сейчас пришел молодой аким, который действительно хочет перемен, поэтому и подход у него такой. Просто за короткий промежуток времени он хочет сделать много изменений в сторону самых высоких мировых стандартов, а горожане воспринимают это по-разному, кто-то к этому не готов, кому-то не до этого, поэтому есть определенная доля негатива. Есть еще проблемы с исполнительной властью, а в целом посыл правильный. Человек-реформатор всегда сталкивается с такими моментами. Байбек лидирует в рейтинге акимов
– По вашим ощущениям алматинцы – легкие на подъем?
– Однозначно, алматинцы – очень неравнодушные. Мы когда отвозили помощь в Бишкек (после крушения грузового самолета), каждый пакет, который нам сформировали, передали людям лично в руки. Думали, приедем, быстро раздадим, а нас ждали киргизские пограничники, журналисты, длинная кавалькада машин, объятия, настолько это было душевно… Хотя они привыкли воспринимать алматинцев как снобов, мажоров. Могу с уверенностью сказать, что по любому конструктивному зову алматинцы собираются.
Наша задача – передать этот город детям в хорошем состоянии: чтобы это было чистое, безопасное во всех отношениях место. Чтобы мой ребенок (их у Константина трое) пришел в школу к детям с такими же принципами.
У Алматы есть свой дух, своя аура, при этом мы очень похожи с карагандинцами, одесситами, киевлянами. Я хочу, чтобы нами двигала общая идея – это наш город, чтобы не было только “я”, псевдогордыни, которая навевается соцсетями.
– В последнее время вы практически ушли из соцсетей, почему?
– Во-первых, времени не хватает, во-вторых, много негатива, это все-таки деструктивная система общения. Человек скатывается в плен гордыни, считает лайки… Когда мы возили гуманитарную помощь в Бишкек – чего там только не было! Мне писали: ты там пиаришься и т. д. Мне, знаете, какие вопросы задают? “А почему только мы всем помогаем? А нам – никто?” Я пишу этому человеку личное сообщение: “О каких “мы” идет речь? Вы участвовали в наших поездках? Нет”. Очередной диванный батыр разглагольствует, раньше я реагировал, сейчас мимо прохожу.
Люди создают себе виртуальный мир и начинают в нем жить: вместо реальной помощи ставят лайк, смайлик или выясняют отношения. Я знаю массу людей: в обычной жизни они одни, в Сети – совершенно другие. И еще в Сети теряется момент ответственности за сказанное.
Я для себя понял, что соцсети съедают много времени. Когда мы создали свое сообщество – просто перевели наше общение в мессенджер. Соцсети нужны и полезны, когда необходимо оповестить большой пласт людей, – для поиска человека или помощи после ЧС.
Люди отвыкли от перемен
– Есть какой-то рейтинг просьб, с чем к вам часто обращаются?
– Как правило, это бытовые вопросы, в которых можно закопаться и не вылезти. Работая депутатом, я понял одну вещь: надо менять сознание людей и работать системно, видеть проблему в глобальном масштабе и стараться ее решить. Сейчас с городской властью идет хороший диалог – это очень ценно, есть понимание проблем горожан. Да, много преобразований началось, есть и определенная доля негатива, люди, наверное, отвыкли от резких перемен, где-то, может, есть и ошибки, но не ошибается тот, кто ничего не делает.
Мы создали отдельную депутатскую группу вместе с ребятами, схожими по энергетике. Всего год в маслихате, и результатов тоже много.
Я смотрю на своих коллег со стороны – есть такие алматинцы Мухит АЗИРБАЕВ, Амиржан НАБИЕВ, Ержан ЕРКИНБАЕВ, Сабина АМАНКЕЛДЫ, Махамбет ХАСЕНОВ, Ханзада ЕСЕНОВА – это люди, сделавшие для города больше, чем весь сегмент “Фейсбука”, вместе взятый.
Они об этом нигде не пишут и не говорят, но мой долг – рассказать. В маслихате именно в этом созыве очень много активных депутатов, и они делают невероятные вещи, порой за свои деньги. И это очень правильное решение – привлечь в маслихат самодостаточных горожан, тех, которые давно стоят на ногах.
Также много вопросов приходит по спиливанию деревьев в разных частях города. Мы сейчас ведем мощную работу с управлением природных ресурсов, хотим запустить программу по высадке взрослых деревьев. У нас таких питомников, где есть дуб, липа, нет, поэтому будем заказываться за рубежом. Это деревья, которые дают тень, и именно их запах ассоциируется с Алматы, это надо возродить. Оплачивать будем за счет социальной ответственности бизнеса, не трогая бюджет и деньги налогоплательщиков. Я сам готов посадить три больших дерева, таких, как я, много. И возле каждого дерева установить табличку с именем человека, который его посадил.
– Пример Алматинского зоопарка, куда начали вкладываться бизнесмены, в этом плане очень показательный…
– Это как раз заслуга Ержана Еркинбаева, моего хорошего друга. Скоро вы вообще не узнаете зоопарк. Он подтянул своих друзей, и они вложили деньги, потому что доверяют ему. Тем, что сделал бизнесмен Сергей Спицын для белого медведя Алькора (построил за свой счет новый вольер), был задан тренд, который вошел в общемировую практику как “алматинский принцип содержания белого медведя”. Но нашим людям не угодишь – говорят теперь: почему вы коммерсантов напрягаете? Думаю, надо делать, несмотря на высказывания за спиной.
– Вы как-то сотрудничаете с Ассамблеей народа Казахстана?
– От ассамблеи у нас есть депутатская группа маслихата Алматы, “Ынтымак” (основная ее цель – активное участие в реализации Стратегии развития Казахстана до 2050 года, Посланий Президента РК народу Казахстана, Стратегии развития Ассамблеи народа Казахстана), куда входит активный депутат Нурия Ниязова. Мы также тесно работаем с молодежным крылом Ассамблеи народа Казахстана, которое называется “Жарасым”, это отличные ребята. Уверен, что конструктивные силы должны консолидироваться, и тогда все будет в порядке – мы сможем противостоять информационным вызовам и деструктивным течениям.
– Для вас комфортный город – он какой?
– Комфорт Алматы в первую очередь заключается в его жителях. Алматинцы всегда задавали высокие стандарты для всех остальных, я не беру в расчет каких-то неправильных людей. Говорю о тех, кого знаю. Это люди, заряженные энергетикой наших молодых гор, всегда готовые прийти на помощь. Когда мы помогали карагандинцам, актюбинцам, бишкекцам, люди приходили совершенно разные. От бизнесменов до бабушки, которая испекла хлеб и просит его передать пострадавшим. И этот хлеб важнее, чем денежные вложения, кроме того, такие вещи очень эмоциональны. Это надо развивать, чтобы каждый хотел стать таким человеком. В городе будет комфортно жить, если каждый будет стремиться к высоким стандартам своего личностного развития.
АЛМАТЫ