Разумеется, искать какие бы то ни было аналогии в визуальном языке двух принципиально различных киношкол – европейской и азиатской – занятие неблагодарное. Но авторов этих лент объединяет попытка найти ответ на вненациональный вопрос – как история страны влияет на судьбу человека. И какую цену вынужден заплатить человек за это сладкое слово – свобода. Рассказывают «Новости культуры».
Азия набирает баллы. Тенденция последних лет всех крупных кинофестивалей – Таиланд, Южная Корея, Япония и Китай – в фаворе. Так что «Фильм-просвещение» из Южной Кореи — конечно, экзотика, но соответствующая общемировому направлению. Кинорежиссер Пак Тон Хун хорошо известен у себя на родине, его короткометражные работы удостаивались многих национальных премий. «Фильм-просвещение» — вторая полнометражная картина, которую, кстати, еще в Южной Корее на большом экране не видели.
«Я хотел сделать фильм о преодолении и о том, как за грехи отцов расплачиваются дети. В фильме показаны три поколения – и судьбы деда и отца напрямую повлияли на жизнь внука», — рассказывает режиссер Пак Тон Хун .
«Фильм-просвещение» — подробная панорама двадцатого столетия в истории Южной Кореи и обычной семьи. От колониального правления японцев – это история деда, милитаристского режима восьмидесятых, который поддерживал отец – до внука, предпочитающего говорить по-английски, а не по-корейски.
«Конечно, изменить память о детстве и о том, как Сеул был наполнен японцами, нельзя. Но всегда есть выбор и возможность бороться с теми ранами, что наносит нам жизнь. Мы назвали фильм «Просвещение» для того, чтобы все поняли, что жить согласно только по лозунгам нельзя», — говорит Пак Тон Хун.
О событиях 68-го года в Чехословакии было снято много фильмов. «Как рай земной» Ирены Павлазковой – также об этом времени, но с маленькой поправкой – это первое чешское кино о диссидентах, тех, кто не хотел строить у себя на родине «социализм с человеческим лицом» и тем самым свое лицо сохранил. Сценарий написала Тереза Боуцкова, дочь чешского писателя Павла Когоута. Она в свое время подписала «Хартию 77» в защиту прав человека. Так что атмосфера передана очень точно — высокоинтеллектуальные беседы, хоккейная победа чехов над командой СССР и томительное ожидание — приедет ли философ Деррида поддержать «Пражскую весну»?
«Двадцать лет было такое табу, никто не хотел говорить об этом, политической темы в чешском кинематографе избегали», — отмечает Ирена Павлазкова.
Ирена Павлазкова хорошо знакома не только с историей 68-го года, ее дедушка – русский, был репрессирован в 37-м году и расстрелян, о чем близкие Ирены узнали гораздо позже. И что значит противостоять государственной машине, в ее семье хорошо знают. «Мне было восемь лет, когда произошла ситуация в Чехии, это было очень сильное впечатление для ребенка, который видел, как изменилась жизнь. Мой отец пострадал, его уволили с работы за то, что он поддерживал Дубчека», — вспоминает кинорежиссер.
Кстати, имя Ирены Павлазковой уже на слуху – в 90-м году ее картина «Время слуг» была особо отмечена в Каннах и получила главный приз Монреальского кинофестиваля, а также была отмечена призом критики на кинофестивале в Москве.