Эксперты Интерпола подсчитали, что сегодня фальшивомонетчиков высокого класса в мире насчитывается не более пятисот. В сети правоохранительных органов они попадают крайне редко. Подделкой денег занимаются крупные корпорации международных фальшивомонетчиков. Главным образом в США, Аргентине, Колумбии, Афганистане, Таиланде, Израиле, Иране и Чечне. Их деятельность способна вызвать колебания курсовой стоимости некоторых валют. У казахстанского тенге 18 степеней защиты, и по этому показателю наша валюта в числе самых «экипированных» валют мира. Тем не менее на практике известны случаи, когда преступники не брезговали изготовить подделку и сбыть купюры достоинством в 100 и 200 тенге, изготавливая их очень низкого качества, минуя все степени защиты, разве что вклеивая вместо металлизированной полоски елочную мишуру. Денежные знаки, изготовленные кустарным способом, так же совершенствовались, как и степень защиты денег. Сначала фальшивомонетчики наносили на бумагу электрографическим способом лишь отдельные фрагменты, а другие дописывали карандашом красного или синего цвета. Затем научились делать великолепные клише, использовать фотомеханический способ. Сегодняшние фальшивомонетчики такими устаревшими трудоемкими способами уже не пачкаются. Общественно-политические условия диктуют новые способы жульничества. В ход пошли современные компьютеры, ксероксы, копиры, цветные сканеры, ризографы.
Человек, который крадет с помощью компьютера, крадет гораздо больше, чем человек с помощью оружия, считает старший оперуполномоченный по особо важным делам девятого департамента МВД Каирбек Узбеков: — В то же время закон значительно подобрел. Согласно новому Уголовному кодексу изготовителю и сбытчику подделок в худшем случае грозит 15 лет с конфискацией имущества, но чаще он отделается тремя-пятью годами лишения свободы. А незаконное приобретение, хранение, перевозка и передача поддельных ценных бумаг и вовсе не предусматривает уголовной ответственности. Сия мягкость да вечный соблазн к легким деньгам с удивительной частотой штампуют все новых и новых джентльменов удачи.По отчетам МВД, с 1970 года по 1992 г. на территории республики было зарегистрировано 201 преступление, связанное с подделкой денежных купюр. Только в 1998 их было уже 835. За 1999 год возбуждено около 900 уголовных дел. Из оборота изъято более 4,5 тысячи поддельных купюр на общую сумму 53 миллионов тенге, в том числе 4197 купюр американских долларов и 755 купюр национальной валюты. Преступники уже не довольствуются малым — в оборот они пускают сразу чемоданы фальшивок. Полицейские задерживали партии в 10, 60,75 и даже 150 тысяч долларов. Полковник полиции К. Бухаров утверждает:
— Происхождение фальшивых тенге берет начало в основном в южных областях республики, однако четких границ не имеет. А вот поток поддельной иностранной валюты идет контрабандным путем как из стран Ближнего Востока (Иран, Пакистан, Турция, Китай), так и из государств СНГ. Из всех этих потоков чеченский след, пожалуй, самый мощный. По сообщению МВД России, организованная группа фальшивомонетчиков под руководством Шамиля Басаева наладила в Чечне широкомасштабное производство фальшивых долларов США на современном компьютерном и типографском оборудовании и распространяет их крупными партиями в различных регионах России и за ее пределами. Практика уголовных дел показала, что фальшивки привозят курьеры в основном на междугородних автобусах и поездах. На самолетах перевозить опасно, на легковом транспорте неудобно, мало ли что может произойти по дороге. Липовые деньги распространяются через коммерческие точки, обменные пункты валюты, на рынках. В играх типа «лохотрон», через проституток, увеселительные заведения. Существуют и организованные преступные группы, специализирующиеся на фальшивомонетничестве. Наши кустари практически подходят к своей работе. Задержали двух фальшивомонетчиков Елеубаева и Ахметова. Оба по образованию художники, вот и подрисовывали на досуге нули в купюрах. Например, к купюре достоинством 200 тенге дорисовывали нуль и получалось 2000. Потом переделывали надпись — их «жуз» рисовали «мын». Так и работали в мастерской три года. Потом в ходе допроса они признались, что в день изготавливали до 20 тысяч фальшивых тенге. Реализовывали деньги романтически — покупали букет за 500 тенге и 1500 получали сдачи уже настоящими. Свой способ реализации фальшивок был у некого Шагиева Яхьи по прозвищу Ян. Он ездил по селам и деревням, скупал у сельчан шкуры крупного рогатого скота, расплачивался липовыми долларами. Крестьяне искренне радовались им. Яхья развернул бурную деятельность, привлек к бизнесу компаньонов. И через одного из них вышли на главаря. По сведениям полицейских, у него хранились около 100 тысяч фальшивых долларов. Шагиев получил пять лет лишения свободы. К сожалению, провести скрупулезный анализ казахстанского фальшивомонетничества сейчас не берутся даже специалисты. Проблема упирается в банк данных, куда бы стекалась информация по сериям, номерам, способу изготовления фальшивых купюр, по лицам, замеченным при сбыте… О создании такого банка в свое время ратовали и МВД, и Нацбанк, и Налоговый комитет. Но большие чиновники за три года так и не договорились. А преступники между тем времени даром не теряют. В на днях зарегистрирован новый случай. В городе Сарыагаш Южно-Казахстанской области сотрудники ДКНБ совместно с сотрудниками финансовой полиции задержали трех жителей Казыгуртского района ЮКО, пытавшихся сбыть 2,5 тысячи фальшивых долларов. Против задержанных возбуждено уголовное дело.