Взрывоопасная обстановка вокруг Международного центра пограничного сотрудничества “Хоргос” снова наводит граждан на мрачные мысли: “А если бы в разгар конфликта между тремя военнослужащими в/ч 2088 и гражданским специалистом МЦПС в руках пограничников оказалось оружие и у кого-то из зачинщиков потасовки сдали бы нервы? Что тогда? Опять бойня, автоматные очереди и десятки трупов?”.
Корреспондентам “КАРАВАНА” не удалось достучаться до нынешнего директора Пограничной службы КНБ РК генерал-майора Дархана ДИЛЬМАНОВА, который “срочно нуждается в больших деньгах”, и командира воинской части, который тоже “испытывает большую нужду”, но не в деньгах, а скорее, кадрах соответствующего воспитания.
Напомню, драка между тремя военнослужащими в/ч 2088 и специалистом-переводчиком МЦПС “Хоргос” произошла 19 сентября сего года. Видео с места происшествия, появившееся в социальных сетях в тот же вечер, наделало очень много шума: кровь на камуфляже, суета, мольбы о помощи, ругань.
Кто сказал “нах”?
Военные поспешили сразу же обвинить гражданских в нападении на пограничный пост и избиении находящегося при исполнении служебных обязанностей ефрейтора контрактной службы ПС КНБ РК.
В соцсетях активизировались тролли в зеленых фуражках, которые буквально наводнили чат истерическими лозунгами типа “наших бьют” и “кто сказал “нах”…
Но на следующее утро в распоряжении редакции “КАРАВАНА” оказались кадры с камер видеонаблюдения, на которых отчетливо видно, кто первым из драчунов наносил удары и где в этот момент находились полицейские.
– На видеозаписи, взятой с камеры видеонаблюдения здания таможни, отчетливо видно, как военнослужащий пограничной службы около 17.00 довольно грубо останавливает нашего сотрудника Азилхана АЗИМХАНА, у которого, кстати сказать, имеется официальный пропуск на беспрепятственное перемещение по всей территории Международного центра пограничного сотрудничества, – комментирует начальник аппарата АО “МЦПС “Хоргос” Рауан АККЕШИН. – И пограничники об этом хорошо знают. Поскольку уголовное дело по факту возбуждено и полным ходом идут следственные мероприятия, то я не могу сейчас давать какую-либо оценку происходящему. Драка на границе с Китаем: Кто виновен в разжигании конфликта на территории МЦПС «Хоргос»?
Но то, что наш сотрудник Азилхан Азимхан ранее никогда и нигде в отношениях не проявлял агрессию, не срывался на ругательства и не избивал никого, тем более людей в униформе, – подтверждаю.
Он семейный человек, доброжелательный, в футбол с детками играет по вечерам возле своего дома… Отличается высоким профессионализмом, пунктуальностью и ответственностью.
– Чем занимался?
– Согласно своим функциональным обязанностям он выполнял обязанности устного и письменного переводчика. Дисциплинарных взысканий не имеет, есть поощрительные грамоты по китайскому языку, обладатель правительственного гранта КНР. С поставленными задачами и проблемами всегда справляется креативно, быстро и качественно. Говорю это вам не потому, что хочу его выгородить как-то, а потому, что в этом разбирательстве все должно быть справедливо и прозрачно. Без огульных обвинений и предвзятого отношения к обеим сторонам конфликта. Только четкое и честное расследование ЧП может расставить все точки над “i”. На карте – судьбы молодых людей, у которых малые дети и нуждающиеся в опеке родители.
– Рауан Аскарович, какую роль, на ваш взгляд, играет тот пограничный пункт или пост, где произошла драка?
– Не знаю. Но это точно не пункт паспортного контроля, где пограничники должны, как это и положено на границе, у всех граждан проверять документы и ставить в них соответствующие отметки.
Подчеркиваю, кабинки паспортного контроля находятся внутри здания МЦПС, не на улице. Зачем другие пункты контроля здесь организованы пограничным руководством, мне пока неведомо.
Бывает, что из-за них наши сотрудники, имея на руках спецпропуска и приезжающие на работу на служебном автобусе, опаздывают минут на пятнадцать-двадцать.
– В связи с чем происходят задержки?
– Документы у наших специалистов пограничники проверяют очень долго и медленно. Бывает, что и личные вещи досматривают, заставляют сумочки открывать. Недавно сотрудницу МЦПС довели до слез…
По словам Рауана Аккешина, стражи государственной границы на Хоргосе словно упиваются неограниченной властью, всем своим надменным видом подчеркивая, кто здесь настоящий хозяин, а кто пустое место.
И пункты дополнительного контроля здесь установлены, скорее всего, не для наведения надлежащего порядка, а для устрашения граждан. Как говорится, что охраняешь, то имеешь. Ничего не охраняешь – ничего не имеешь.
Оборвал на полуслове
Директор Погранслужбы генерал-майор Дархан ДИЛЬМАНОВ очень занятой руководитель и не может выделить для разговора с журналистами даже несколько минут из своего плотного рабочего графика.
Недавно он встречал на государственной границе депутатов сената парламента и просил у них деньги на обустройство этой самой границы. Несколько миллиардов, говорят, просил. Обосновывал свое желание конкретными цифрами, оперировал фактами. “КАРАВАН” уже рассказывал об этом и даже проблемные вопросы поднимал на страницах газеты, чтобы хоть как-то поддержать людей в погонах, помочь им справиться с трудностями.
Что касается проблем на Хоргосе, то и по нему генералу Дильманову из редакции запрос давным-давно ушел, да только ответа на него до сих пор нет. Ждем у моря погоды?
Немного оперативнее своего большого начальника оказался командир в/ч 2088 полковник Алмас ТУЛЕБАЕВ, в хозяйстве которого и произошло то ЧП. Он откликнулся было на телефонный звонок из редакции, но, узнав, что с ним говорит спецкор “КАРАВАНА”, а не просто полковник запаса, то сразу же бросил трубку, не желая продолжать диалог.
Возникают вопросы: “Старший офицер сам оказался не готов к откровенному интервью? Руководство Погранслужбы запретило ему давать какую-либо информацию относительно инцидента на границе? Или полковнику Тулебаеву есть что скрывать и он чего-то опасается?
Может быть, в зоне его персональной ответственности на Хоргосе как раз и находится тот таинственный криминальный авторитет по прозвищу Коммерц, о котором жители приграничья и туристы-челноки здесь слагают “бородатые” легенды?
Кто из руководства в/ч 2088 может доходчиво обосновать необходимость нескольких “промежуточных пунктов”, на которых правит бал задиристый ефрейтор пограничной службы? Безграничные проблемы: что творится на Хоргосе
– На видео с камер видеонаблюдения отчетливо видно, как ефрейтор в/ч 2088 останавливает Азимхана и крепкой хваткой левой руки держит за шею, а кулаком правой руки наносит два удара в область лица, – продолжает комментировать кадры с камер видеонаблюдения адвокат задержанного. – Видите, как на Азимхана, который решает ответить на грубость пограничника адекватно, наваливаются и держат находящиеся там люди?
А дальше ефрейтор погранслужбы Молдаш встает перед Азимханом и начинает выражаться в его адрес нецензурной бранью, задевающей мать моего подзащитного. Вы понимаете, о чем я…
Тогда, по утверждению стороны защиты, не выдержав посыпавшихся обидных оскорблений в свой адрес, Азимхан в состоянии аффекта и наносит свой ответный сокрушительный удар.
Когда верстался номер, из Астаны пришла информация о том, что от имени директора ПС КНБ РК генерал-майора Дильманова его пресс-служба подготовила ответ по Хоргосу, но, поскольку он еще “не наложил на ответ свою резолюцию, переслать документ в редакцию “КАРАВАНА” пока не представляется возможным”.
АЛМАТЫ – ХОРГОС – АЛМАТЫ