“Баловать” не позволят
Вопрос обеспечения аграриев так называемым льготным дизельным топливом накануне посевной и уборки вызывает массу претензий у всех сторон. Одни утверждают, что фермеры завышают посевные площади, чтобы получить больше удешевленной солярки, другие – что операторы отправляют льготные объемы в свободную продажу и тем самым получают сверхприбыли. Хотя некоторый порядок акиматы всё же пытаются навести. К примеру, ввели определенные критерии по отбору операторов, чтобы хоть как-то отсекать не совсем благонадежных.
– К выбору поставщиков ГСМ мы подходим тщательно, – отметил заместитель акима Костанайской области Арман АБЕНОВ. – Это проверенные временем поставщики, имеющие опыт работы в нашем регионе, развитую инфраструктуру и хорошие отзывы от аграриев. Тех, кто не должным образом выполняли взятые на себя обязательства, имели нарекания со стороны фермеров, мы не допускаем к дальнейшей работе. Периодически предупреждаем операторов, если будут “баловать” – продавать льготные ГСМ на своих АЗС или вывозить куда-то на сторону, мы с ними работать не будем.
Когда верхи не слышат низы
В то же время проблемы, возникающие на рынке дизельного топлива, по мнению чиновников, можно было давно решить, но предложения снизу управленцы сверху не слышат.
– Ежегодно государство выделяет на проведение полевых работ льготные ГСМ, но механизм их распределения аграриям и операторам не регламентирован никакими нормативно-правовыми актами (НПА) и правилами со стороны уполномоченных органов, в числе которых министерства энергетики и сельского хозяйства, – заявил руководитель управления сельского хозяйства и земельных отношений Костанайской области Тимур БИСИМБАЕВ. – Выделяемые объемы топлива не субсидируются со стороны государства, бюджетные средства на удешевление дизельного топлива не предусмотрены. Мы неоднократно отправляли письма в центральные исполнительные органы с предложением принять НПА для регламентирования механизма обеспечения ГСМ. Но ответа нет.
В то же время аграрии считают, что процесс можно было бы легко наладить, если бы на электронной площадке, к примеру, в начале года размещался список операторов, и уже сами фермеры выбирали себе поставщика. И уже исходя из объемов, которые набрались у оператора, управление сельского хозяйства распределяло бы им объемы.
– Мы каждый день сталкиваемся с тем, что нашу солярку сливают и продают дальнобойщикам и другим покупателям, и, пока есть спрос, найдется и продавец, и это системная проблема, – отметил директор ТОО “Olza Agro” Айдарбек ХОДЖАНАЗАРОВ. – Это колоссальный теневой оборот, многие дальнобойщики даже не останавливаются на АЗС, они знают места, где их ждут “наливники” или механизаторы, решившие подзаработать. А аграрий каждый день звонит оператору и спрашивает, есть ли ГСМ и когда они поступят? А потом бегает из одной компании в другую в поисках солярки.
В этом году на посевную региону выделяли 71 тысячу тонн ГСМ по цене 208 тенге, на уборку – 77 тысяч тонн по 218 тенге, что на 16 процентов ниже рыночной стоимости в 260 тенге. Объемы поставок топлива в регион пропорционально распределили с июля по сентябрь. Участвовать в процессе хотел 21 оператор, но из-за отсутствия опыта работы в регионе были отклонены заявки от 5 операторов, в итоге работают с фермерами 14 компаний.
– Заявки трех фирм мы сразу отклонили, так как, к примеру, ТОО “Petro Retail” по итогам посевных работ 2020 года не выполнило взятые на себя обязательства и отказалось реализовать остатки невостребованных ГСМ на другие виды сельхозработ и продало его на АЗС на свободном рынке, – отметил Тимур Бисимбаев. – На ТОО “Аstana Oil.com” было заведено уголовное дело по фактам нецелевого использования и реализации топлива, которые установило следствие департамента экономических расследований. Учитывая опыт работы по обеспечению ГСМ, аграрии не хотят заключать договоры с неизвестными на рынке операторами, что приводит к несвоевременному отпуску топлива и многократному его перераспределению между фермерами. Тогда как у других операторов наблюдается дефицит солярки.
Прозрачности бы добавить
В свою очередь, представители контролирующих органов считают, что из-за того, что не предусмотрены правила распределения топлива между аграриями и операторами, и те и другие не несут ответственности за его нецелевое использование.
– Это позволяет недобросовестным бизнесменам продавать топливо по рыночным ценам и получать сверхприбыли, – пояснил заместитель руководителя департамента экономических расследований по Костанайской области Жанболат УРАЗОВ. – Анализ криминогенной обстановки на рынке ГСМ свидетельствует о его значительном уходе в тень. Практика показала, что операторы или владельцы нефтебаз, уличенные в махинациях с льготным топливом, для дальнейшей работы создают аффилированные предприятия, которым сдают в аренду имеющиеся резервуары, и новые компании подают заявку на участие в поставках. Учитывая достаточную протяженность государственной границы и недостаточный контроль за ее пересечением, а также значительную разницу между стоимостью ГСМ в России и аномально высокий курс рубля к тенге, имеются риски вывоза нефтепродуктов в соседнее государство. Мы предлагаем создать прозрачную систему электронных заявок, а также создать возможность информирования аграриев о наличии топлива и его движении.
По мнению аграриев, вопросов в этой сфере много и решать их нужно сообща, поэтому в регионе создали мобильную группу, в которую вошли фермеры, эксперты палаты предпринимателей “Атамекен”, представители прокуратуры, управления сельского хозяйства и департамента экономических расследований. И всё ради одной цели – оперативно рассматривать жалобы и проблемы и принимать эффективные меры.
КОСТАНАЙ