Кому верить? - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+23 °C
Алматы
2024 Год
24 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кому верить?

Кому верить?

В Казахстане официально зарегистрировано около 1,5 тысячи различных религиозных объединений. Только в Алматы их насчитывается более тысячи! Кроме того, в южной столице развернули свою деятельность несколько десятков нелегальных сект, жертвами которых становятся сотни наших сограждан.

  • 25 Июля 2008
  • 3101
Фото - Caravan.kz

По сведениям, предоставленным ДКНБ Алматы, в последнее время заметно активизировалась деятельность зарубежных религиозных центров различной конфессиональной направленности.

Если в начале 90-х годов в стране насчитывалось около 700 религиозных общин, принадлежащих к семи религиозным направлениям, то сейчас их число увеличилось вдвое.

Эти организации представляют не только традиционные религии – ислам, христианство, буддизм, иудаизм, но и древние политеистические культы, а также некие современные религиозные новообразования.

Кто и как попадает в секты?

– Основным отличием сект от традиционных религий является то, что, например, в ислам, христианство или иудаизм люди приходят самостоятельно, повинуясь собственному выбору, – поясняет директор центра развития и поддержки человеческих ресурсов Рашид Азизов. – Иногда этот выбор обусловлен семейными традициями, иногда человек сам делает его уже в зрелом возрасте.

А вот в секты граждане попадают «благодаря» усилиям вербовщиков, которые вполне официально трудятся в этих организациях, получая заработную плату и даже премиальные.

Вербовщиками являются специально подготовленные сотрудники, умеющие входить в доверие, убеждать потенциальных прихожан, а некоторые из них даже обладают техникой гипноза.

Их активность в первую очередь направлена на эмоционально неустойчивых людей, находящихся в кризисной ситуации. На тех, например, кто недавно пережил смерть близкого человека, тяжелую болезнь или развод. Кроме того, вербовщиков интересуют алкоголики, наркоманы, а также подростки и молодые люди. То есть те, кто особенно нуждается в помощи, поддержке и понимании окружающих.

Жертвы любви

Основное место в подготовке новых адептов занимает известный в психологии DDD-синдром. Deception, dependency, dread, что в переводе с английского означает “обман”, “зависимость”, “страх”.

Иногда человеку достаточно один раз посетить религиозное объединение, чтобы он оказался привязанным к нему. Вербовщики и руководители секты, вполне овладевшие способами психологического воздействия на человека, приступают к обработке новичка и применяют методы, связанные с изменением его сознания.

Зомбирование прихожанина начинается с… бомбардировки любовью. Человека опекают, называют братом или сестрой, его понимают, любят и, главное, внимательно выслушивают историю его жизни и сочувствуют его проблемам. Ненавязчиво, но твердо рекомендуют приходить на собрания постоянно – ведь только здесь его понимают, только здесь он будет окружен любовью и заботой. О внешнем мире рассказывают лишь негативные новости: там, мол, все плохо, кризис, безработица и разгул преступности, а у нас все спокойно, стабильно, все уважают и любят друг друга.

Так у людей вырабатывают чувство безопасности внутри секты.

На самих службах обычно используют ритмичную музыку, под которую проповедники рассказывают слушателям различные истории о том, как тот или иной член их объединения пришел к Богу. Проповедь идет по 5–6 часов, ораторы сменяют друг друга. Слушатели устают, а эмоциональный накал возрастает, и люди перестают критически воспринимать происходящее.

После того как самые эмоциональные падают на пол, начинают рыдать и биться в истерике, в толпе происходит процесс “заражения” – в итоге рыдают все. В этот момент к рыдающим подходят опытные лидеры организации и внушают, что на них снизошел Святой Дух.

Когда эмоциональный подъем спадает, люди испытывают ощущение небывалого счастья. Так у новичков закрепляют феномен зависимости сродни алкогольной или наркотической.

И тогда уже они сами приходят в секту за новой порцией “счастья”, без которого начинают испытывать самую настоящую ломку – острый дискомфорт.

Но человеку непосвященному смотреть на подобные действа не рекомендуется. Когда наш корреспондент посетил молебен в одной из таких сект, то вид нескольких десятков человек, рыдающих и ползающих на коленях по полу, произвел на него тяжкое впечатление.

Войти легко – выйти почти невозможно

Несмотря на декларацию всеобщей любви, в подобных сектах царит жесткая иерархия. Во главе организации стоит “отец”, затем “старшие братья и сестры”. Имеется и собственная служба безопасности, состоящая из бывших секьюрити, военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов. Случается, что кто-то из прихожан решает уйти из секты. Тогда руководители организации прибегают к сильнодействующим мерам. Ослушника задерживают, запирают в подвале, иногда даже избивают. Естественно, все воспитательные меры проходят в качестве избавления от демонического “мирского” влияния.

Иногда родственники алкоголиков или наркозависимых, движимые желанием избавить близкого человека от пагубной страсти, не только сами приводят их в секту, но и платят за то, чтобы тех туда приняли. В результате люди попадают в самое настоящее рабство, не только физическое, но и духовное. Наставники действительно не дают новичкам ни наркотиков, ни спиртного, держат на специальной диете и в течение нескольких недель “лечат” их гипнозом.

Такое массированное воздействие на ослабленного человека может закончиться для него расстройством психики.

– Самым лакомым кусочком для лидеров подобных сект являются владельцы или руководители крупных компаний, – говорит Рашид Азизов. – Если сектантам удается завлечь таких коммерсантов в свои сети, потом они получают и остальных сотрудников. Реабилитировать же бывших сектантов невероятно долго и очень трудно…

Секты – инкубатор терроризма?

Из всех социальных проблем сектантство является одной из самых опасных. Ведь в эти объединения втягивается большое число людей, которыми очень легко управлять. И не всегда им самим и обществу во благо.

Причем даже в тех редких случаях, когда лидеров сектантов удается привлечь к уголовной ответственности, они не прекращают своей подрывной деятельности и за решеткой. Обладая сильной харизмой и даром убеждения, они выходят на свободу в компании новых, завербованных в исправительном учреждении сторонников.

Проведенный экспертами спецслужб анализ религиозной ситуации в республике свидетельствует: за годы независимости количество религиозных объединений выросло почти в 4,5 раза. Активно возрождаются религиозные традиции и возводятся новые храмы, мечети и молитвенные дома. Возрос уровень религиозности населения. По оценкам экспертов, по сравнению с серединой 80-х годов прошлого века число верующих казахстанцев увеличилось в два с лишним раза – с 20 до 47 процентов.

С одной стороны, это хорошо – люди стали больше думать о нравственности, о душе.

С другой – кто знает, какие учителя и что им проповедуют?

По данным сотрудников КНБ республики, религиозные объединения представлены в Казахстане следующим образом :

ислам – 1302, православная церковь – 245, католическая церковь – 87, протестанты – 856, иудейские – 16, нетрадиционные религиозные объединения и оккультно-мистические – 104.

Действующие в Казахстане религиозные объединения условно подразделяются на три группы.

Первая – ислам и православное христианство, основные религии, длительное время существующие на территории Казахстана.

Вторая группа – объединения католического и протестантского христианства, иудаизм и буддизм.

Третья группа представлена новыми религиозными течениями, появившимися в Казахстане в начале 90-х годов. Из них христианского толка – свидетели Иеговы, Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства, Церковь Иисуса Христа святых последних дней.

Исламское направление представлено ваххабитами, исмаилитами.

Индуизм – Международным обществом сознания Кришны.

Кроме них существуют сторонники так называемых новых культов – последователи Виссариона, бахаи и т.п.

Есть еще и несколько десятков нелегальных течений, направленность которых неизвестна. Ряд таких нетрадиционных объединений имеют репутацию тоталитарных сект и деструктивных культов.

Самой одиозной сектой является Церковь сатаны, общины которой, по неофициальным данным, существуют и в Казахстане.

Суд людской, а не Божий

Привлечь лидеров запрещенных религиозных объединений к уголовной или хотя бы административной ответственности чрезвычайно сложно – они свою деятельность не афишируют, а их адепты обычно верны и показаний не дают.

Но дела подобные в практике силовых структур есть. Недавно сотрудниками КНБ были выявлены и пресечены действия представителей “Хизб-ут-Тахрир” в городах Туркестане, Кентау, Сарыагаше, Таразе и Алматы. Как известно, одной из целей этой организации является создание на территории республик Центральной Азии исламского халифата.

По свидетельству сотрудника ДКНБ Алматы, недавно следственное управление департамента возбудило уголовное дело в отношении трех руководителей радикальной группы исламистов – “Джихадисты”, которые объявили сбор средств – амалият – на священную войну.

Их участь разделил и лидер оккультно-мистической секты исламского направления “Алля-Аят”. Ее основатель, ныне покойный Фархад-ата, провозгласил себя… отцом Аллаха! В Казахстане и сейчас насчитывается более 8 тысяч членов этого объединения.

Представителю одной из импортных сект – гражданке России, также пришлось ознакомиться с обвинением по части 1 статьи 164 УК РК (разжигание межрелигиозной вражды) – за попытку противопоставить один религиозный культ другому.

Два представителя заграничного офиса “Свидетелей”, граждане США и Канады, были приговорены судом к штрафу и выдворены из Казахстана.

Просто бизнес

Подавляющее большинство сект базируется в крупных городах Казахстана, главным образом в Алматы и Астане, в сельской местности их намного меньше. И тут ничего личного, просто бизнес – в городах проживает гораздо больше граждан, материальный уровень которых выше, чем у жителей сельской глубинки. Ведь основной целью многих миссионеров становится создание рая на Земле, но только лично для себя. А на это нужны немалые деньги.

– Как правило, лидеры подобных объединений создают их с одной-единственной целью: как можно быстрее получить максимальную материальную выгоду, – говорит директор Центра развития и поддержки человеческих ресурсов психиатр и психолог Рашид Азизов. – Как правило, почти все секты практикуют обязательную “десятину” – верующие должны отдавать в общую кассу десятую часть всех своих доходов, а кроме того, многие приверженцы подобных сект отдают руководителям свое движимое и недвижимое имущество.

Однако полиция, КНБ и органы прокуратуры не всегда имеют возможность помочь обманутым гражданам, даже если они подают заявления о мошеннических действиях со стороны руководителей этих сект.

Ведь к услугам тех – опытные юристы, которые консультируют своих клиентов, как правильно следует оформить передачу имущества прихожан. В итоге появляется документ, в котором прихожанин особо подчеркивает, что он дарит секте или религиозному объединению свой дом, квартиру, автомобиль или крупную сумму денег совершенно добровольно и ставит под этим свою подпись! Если так, то какие могут быть претензии?!

Другое дело, какие методы используют лидеры сект для достижения такого результата.

Олег ГУБАЙДУЛИН