Сепаратизма нет… но можно его придумать
Как пишет Ауэзов для Reuters на английском языке (в русской версии Reuters этот текст почему-то отсутствует, — прим. авт.), в городе Костанай на севере Казахстана «черно-оранжевая лента, являющаяся символом восставших русских на Украине, привязана к зеркалу каждого второго автомобиля».
Ауэзов считает, что русские в Казахстане чувствуют «нарастающую симпатию к повстанцам из Украины» (видимо, имеются в виду вооруженные формирования в ДНР и ЛНР, — прим. авт)
Правда, в этой же статье Олжас Ауэзов оговаривается: «Жители Костаная не выражают сепаратистские настроения в открытую и многие говорят, что георгиевская ленточка прежде всего ассоциируется с Днем Победы советского народа в Великой Отечественной Войне, а не с событиями на Украине».
И хотя «нет свидетельств, что Москва продвигает сепаратизм в Казахстане, тем не менее, она хочет сохранять страну в своей орбите», — несколько противоречиво замечает Ауэзов и начинает перечислять «московские интересы» в РК: «русская диаспора в Казахстане — вторая по величине после Украины, в северных и восточных регионах находятся главные индустриальные предприятия, связанные с Россией, северный Казахстан — крупнейший угольный и зерновой регион».
Никакие территории Казахстана России просто не нужны
Насколько реальна эта угроза? Россия так глубоко запутана в собственных проблемах, что ей просто нет дела до казахстанских земель, — рассказал порталу 365info.kz политолог Нуртай Мустафаев.
— Такие совершенно панические тезисы, которые высказал Олжас Ауэзов, не имеют под собой никакого основания. Тому есть несколько причин. Во-первых, власти России никоим образом не инспирируют сепаратистские настроения в Казахстане. Если бы это было, это было бы заявлено, сами прекрасно понимаете, совершенно по-другому. Во-вторых, никакие территории Казахстана России просто не нужны — им бы справиться со своими огромными регионами, например, с Якутией, которая по территории больше всего Казахстана (территория Якутии — 3103 тыс. кв.км., территория Казахстана — 2725 тыс. кв.км., — прим. авт.). Вообще, России хватает своих «болевых точек», которые требуют, без преувеличения, ежедневного внимания — тот же Дагестан.
А доводы автора о том, что в Казахстане проживает большое количество русских и якобы от этого исходит угроза, несостоятельны вдвойне.
Намного большую угрозу для Казахстана (да и для России тоже) представляют внутренние социальные факторы, самый главный из которых — расслоение населения по экономическому признаку.
Здесь отметим, что казахстанские экономисты, социологи, политологи предпринимают различные попытки вычислить реальный коэффициент разрыва в доходах “верхов” и “низов”. При его расчете, как правило, используется международный стандарт – отношение доходов 10% самых богатых к такому же числу бедняков. По данным Агентства РК по статистике,в Казахстане богатые зарабатывают 26,6% всех доходов, бедные – 3,5%. Таким образом, коэффициент равен 7,6.
Но с такой арифметикой в корне не согласен известный учёный Казахстана Аманжол Кошанов. По его расчетам, разрыв в доходах у нас составляет 29 к 1, тогда как в развитых странах – 4,8 к 1. Так что, по мнению А. Кошанова,расслоение общества в РК зашкаливает за допустимые пределы, причем размеры и источники богатств оказались результатом внеэкономического доступа к рентным и монопольным доходам.
— Что же касается нацпатов Казахстана, я бы посоветовал им обратить свою энергию на состояние образования в стране и вопрос трудоустройства молодых, — заканчивает Нуртай Мустафаев. — У нас молодые люди чувствуют свою невостребованность. И это может повлечь увеличение миграции не только русской молодежи, но и казахской, немецкой, узбекской, еврейской и так далее. Вот чем бы следовало озаботиться…
Обычная информационная раскачка
— Сам заголовок в материале Reuters уже является как минимум некорректным, поскольку в статье нет ни одной цитаты казахстанского официального лица, который бы высказал опасения о создании некой мифической автономии, — полагает другой казахстанский политолог Эдуард Полетаев. — Казахстан — унитарное государство. Призывы к изменению конституционного строя являются уголовно наказуемыми.
Факты, приведенные в статье, подогнаны под идею найти в Северном Казахстане потенциальный конфликт, даже если его там нет.
Статья написана по стандартам международной (западной) журналистики, предусматривающим, что ее среднестатистический читатель не особо разбирается в реалиях того, о чем ему хотят сказать.
Неслучайно у статьи сразу два англоязычных редактора, оформивших текст согласно культивируемым на Западе шаблонам мышления и стереотипам относительно постсоветского пространства.
Действительно, Костанай — во многом русскоязычный город, где живет много русских. И это не один такой населенный пункт на севере страны. Но везде в этом регионе чувствуется фактор единства и межнационального согласия. Кстати, согласно статистике, в промышленном городе Караганде, расположенном в Центральном Казахстане, также преобладают русскоязычные, но я ни разу не слышал, чтобы этот город «напрашивался» с точки зрения западных СМИ в сепаратисты.
Все эти геополитические страдания – не от большого ума, а от цели взрастить ростки недоверия
Да, у Костаная тесные связи с российским Челябинском. Но это фактор эффективно работающего приграничного сотрудничества. От Костаная до Челябинска по автодороге – около 300 км, в то время как до Астаны – 700 км, до Алматы – почти 2000 км. И это логично, что контакты людей и бизнеса развиваются между ближайшими соседями. Такие же контакты есть между Петропавловском и Омском, Актобе и Оренбургом, Атырау и Астраханью. Где здесь сепаратизм? Казахстан – страна с огромной территорией. Так сложились история с географией, что многие его города, в том числе областные центры, находятся недалеко от границы с Россией. И люди, живущие по обе ее стороны, хотят, чтобы здесь был мир.
Казахстан — это не Украина
И, наконец, российский политолог, независимый эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов также назвал материал Reuters «провокационным вбросом».
— Этот вброс для Казахстана сегодня неактуален, — сказал в интервью агентству Riafan.ru Дубнов. — Видимо, он рассчитан на некую реакцию казахстанских властей. Пик озабоченности темой «русского сепаратизма» был после событий в Крыму и Донбассе и после некоторых провокационных заявлений таких людей, как Жириновский.
Проводить полную аналогию между Украиной и Казахстаном сегодня некорректно. Никто не может сказать в отношении казахского этноса, что это один народ с русскими, как это говорится в отношении украинского народа.
Казахи сами про себя знают, что они в общем-то наследники Великой Степи, имевшей собственную культуру и цивилизацию, когда у русских еще ничего не было
Так что думаю, этот вброс делается со стороны казахских нацпатов. Им нужна угроза, против которой они должны снова восстать. Это достаточно провокационный вброс редакторов Reuters, которые не слишком хорошо понимают тему. Это не материал ресурса, претендующего на объективность, как мы, в общем-то, ждали от него. Я очень удивлен… Как бы мы ни относились к Путину и российской политике в СНГ, сегодня, видимо, есть структуры, которые заинтересованы в ослаблении позиции России в регионе.