В 2011 году в Казахстане начали реорганизацию фармацевтической отрасли. В Кодексе “О здоровье народа и системе здравоохранения” расписали правовые акты, регулирующие сферу обращения лекарственных средств и медицинской техники. Даже создали Национальный информационный лекарственный центр с филиалами во всех регионах страны. А толку? Например, так и не решена одна из основных задач программы – обеспечение населения лекарствами. Несмотря на все заявления, навести порядок в лекарственных формулярах лечебных учреждений, исключить из них препараты, недостаточно безопасные и не соответствующие профилю учреждений.
Темная сторона препаратов
Актюбинка Алина с удивлением всматривалась в список лекарств, которые врач выписала ее 6-месячной дочке. Малышка начала кашлять, но температуры не было, да и горлышко было без красноты. Молодая мама вызвала участкового врача, та осмотрела ребенка, ну и, как обычно, выписала рецепт. В пяти строчках прятались мудреные названия. Но в аптеке фармацевт удивил: большинства препаратов нет, зато есть заменяющие средства, которые стоят дороже, но, мол, гораздо эффективнее. Такая ситуация, наверняка, знакома каждой маме? Хорошо, если кто-то поинтересуется, чем предлагают пичкать чадо. А ведь большинство бегут с длиннющими списками в аптеку, не зная, не будет ли от лекарств вреда больше, чем пользы. Этого врачи чаще всего не рассказывают. А как же то, что радеющий о здоровье пациента врач ему не навредит ни при каких обстоятельствах? Этим же вопросом задается Татьяна Острецова, к ней чуть ли не ежедневно обращаются обеспокоенные родители.
По ее мнению, казахстанский фармацевтический рынок перенасыщен лекарствами, не имеющими доказательной базы – то есть их эффективность не доказана. И таковых по разным данным – от 50 до 80 процентов всего объема препаратов. Более того, ежегодно в формуляры включаются все новые и новые лекарства:
“Огромное количество таких препаратов закупается стационарами, особенно дневными. Их деятельность сводится, в основном, к бесконечным внутривенным инфузиям растворов и препаратов, которые ничего, кроме вреда, принести не могут. Основные пациенты дневных стационаров – пожилые люди с букетом различных заболеваний, которым абсолютно противопоказано введение солевых растворов. Даже случаи с летальным исходом после капельных введений не находят должного резонанса”.
Коррупция на всех уровнях?
– Доходит до того, что пожилым людям 2 раза в год планово проводят инфузионную терапию с профилактической целью – это иначе как преступлением назвать нельзя, – продолжает Татьяна Острецова. – Особенно страшно становится, когда видишь, как почти каждому ребенку ставят несуществующий нигде в мире диагноз – внутричерепная гипертензия. Назначается дорогостоящее, абсолютно бесполезное и далеко не безопасное лечение. Кто дал право проводить такое лечение как старым, так и малым? Почему не реализуется то, что заложено в программных документах?
Наша собеседница считает, что ответ на этот вопрос знает каждый врач, но многие делают вид, что это им неведомо:
“Первое – коррупция на всех уровнях: подкупленные и работающие на ту или иную фирму люди, являющиеся государственными служащими, профессорами медицинских вузов, члены формулярных комиссий, руководители медицинских организаций. То есть все те, кто определяет фармацевтическую политику страны. Собрать объективную информацию о каждом препарате может обученный в течение недели студент 4-го курса. Почему же эта информация недоступна ученым мужам? Или все дело в интересе? Меж тем деятельность фармацевтических компаний по рекламе препаратов ничем и никем не регламентируется. Бесконечные псевдонаучные конференции с выдачей сертификатов пичкают врачей информацией о чудо-препарате, не имеющей ничего общего с действительностью. Поездки за границу, дорогостоящие подарки, проценты от продажи – вот то, чем располагают фирмы для подкупа людей, по сути, предающих интересы населения. Ведь пациент готов отдать последние деньги, чтобы купить препарат, рекомендованный профессором или известным врачом. Он ведь не знает, что ему навязывают дорогостоящую пустышку. Хотя в любом медицинском вузе с 2010 года есть центры, где обучают всех преподавателей доказательной медицине. Но, увы, уровень знаний преподавателей, а соответственно и тех, кого они обучают, крайне низок. И, видимо, это очень выгодно. Для фармацевтических фирм”.
Бизнес на болезнях
Хаос, творящийся в лекарственной политике, приводит к необоснованному применению антибиотиков, назначению различных витаминов, неизвестно с какой целью и всем подряд, необоснованному увлечению различными протекторами, средствами для повышения иммунитета и нормализации кишечной флоры, улучшения памяти и очистки печени. Все это, помимо чисто медицинского аспекта, имеет огромный социальный вред. Ведь приобретение ненужных препаратов подрывает материальное положение населения.
– Очень жаль, если будут разработаны новые программы, затрачены огромные средства, а наши пациенты, покупая очередной препарат, и дальше будут увеличивать прибыль фармацевтическим компаниям и тем, кто кормится за их счет, – заключает Татьяна Острецова.
Актобе