Кому bed tax, а кому и койко-сутки: как Казахстан может стать туристическим раем - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кому bed tax, а кому и койко-сутки: как Казахстан может стать туристическим раем

Кому bed tax, а кому и койко-сутки: как Казахстан может стать туристическим раем

Казахстан может стать туристическим раем, и помочь в этом должна Государственная программа развития туристской отрасли на 2019–2025 годы.

  • 8 Марта 2019
  • 1478
Фото - Caravan.kz

Так манит число "десять"

На заседании Республиканского общественного совета по поддержке предпринимательства при партии "Нур Отан" председатель комитета индустрии туризма минкультуры и спорта Майнюра МУРЗАМАДИЕВА сообщила: завершается работа над госпрограммой по развитию туризма до 2025 года. На ее реализацию необходимо 1,5 триллиона тенге, из которых 730 миллиардов чиновники планируют взять в республиканском бюджете, 123 миллиарда – из местных бюджетов, а 722 миллиарда – из частных инвестиций.

– Мы изучали опыт США, Франции, Испании, ОАЭ. Основная задача – войти в десятку туристических держав мира. Определено 10 приоритетных туристских территорий (ПТТ), в которые вошли Имантау-Шалкарская, Щучинско-Боровская курортная зоны, Баянаул, Алаколь – со стороны Восточно-Казахстанской и Алматинской областей, Алматы, Астана, Балхаш, Туркестан и Мангистау, – сказала Мурзамадиева.

Именно эти территории получат преференции от государства: натурные гранты – выделение земельных участков, освобождение от налогов – КПН, земельного и имущественного на срок до 80 лет.

– Бюджетные потери по недополученным налогам составят порядка 30 миллиардов тенге, а объем привлеченных инвестиций – 800 миллиардов тенге. Развитием ПТТ будут заниматься управляющие компании, созданные с участием нацкомпании “Казахтуризм”, минсельхоза (национальные парки), местными исполнительными органами (социально-предпринимательские корпорации) и бизнесом, – сообщила представитель профильного комитета.

По предварительным оценкам, топ-10 объектов к 2030 году помогут увеличить количество внутренних и въездных туристов более чем в четыре раза – с нынешних трех миллионов до 13 миллионов посетителей в год, и позволят создать свыше 60 тысяч новых рабочих мест.

– Другая мера – нужны новые модели управления национальными парками, привлечение частного бизнеса. В пилотном режиме этот проект будет запущен в Иле-Алатауском нацпарке и в Имантау-Шалкарской курортной зоне, – проинформировала Мурзамадиева.

Среди других мер, которые должны оживить индустрию отдыха, глава профильного комитета назвала маркетинг и продвижение.

– Мы отстаем от наших прямых конкурентов – Узбекистана и Кыргызстана, в мире больше знают о соседях – Азербайджане, Монголии, Грузии. Бюджет на продвижение Грузии в 14 раз превышает объем выделенных на маркетинг Казахстана средств в 2017 году, в 40 раз больше тратят на эти цели в Чехии, в 100 раз – в ОАЭ. Пока не поставим этот вопрос ребром, мы так и будем никем не узнаваемой страной, к сожалению, – заметила чиновница и сообщила, что количество денег на развитие туризма нужно увеличить до 10 миллионов долларов в год.

Снизить нагрузку на бюджет чиновники намерены в том числе через туристские взносы.

– По аналогии с зарубежными странами мы предлагаем ввести bed tax (налог на размещение в отелях) с иностранцев. Эти средства будут поступать во внебюджетный фонд и в дальнейшем идти на маркетинг и продвижение страны. Два доллара за ночь для туристов в Астане, Алматы, Шымкенте, – рассказала Мурзамадиева. Qosh keldinizder и welcome: насколько надо шире распахнуть двери, чтобы гости шире распахнули свои кошельки

Либерализация визового режима – еще один инструмент по превращению Казахстана в привлекательный объект для посещения.

Сейчас безвизовый въезд предусмотрен для граждан 63 стран. Жителям Китая и Индии, следующим транзитом через нашу страну, разрешено 72-часовое пребывание в Казахстане без регистрации.

– Мы настаиваем на отмене приглашений при внедрении системы “E-hotel”, при которой правоохранительные органы будут иметь доступ к информационным системам гостиниц и других мест размещения, – сказала глава комитета индустрии туризма.

Дорого и сердито

– По вопросу bed tax мы до сих пор находимся в состоянии полемики с уполномоченным госорганом. С общим набором инструментов согласны, а там, где есть шероховатости, мы хотели бы пройти тонким напильником, – сообщил заместитель председателя нацпалаты предпринимателей “Атамекен” Олжас ОРДАБАЕВ.

Предлагаемый размер туристского сбора в объеме 30 процентов от МРП – около 800 тенге за каждый день проживания (дети до 16 лет освобождаются от уплаты), по мнению представителей отельного бизнеса, является крайне высоким для бюджетного сегмента, – считают в НПП.

Сейчас средняя стоимость койко-суток в Казахстане не превышает 6 тысяч тенге. Предприниматели предлагают дифференцированный подход в зависимости от категории отеля.

– Также предлагается ввести "еco pass". В мировой практике данная система является своего рода лицензией на деятельность в нацпарках, а также единым платежом за пользование природными ресурсами. Однако разработчики рассматривают "еco pass" как дополнение к существующей системе платежей, – акцентировал зампред НПП. – Наша позиция – новый налог не должен идти внахлест с действующими платежами за использование особо охраняемых природных территорий. С точки зрения логики какие-то платежи должны быть исключены.

Еще один волнующий бизнес вопрос связан с введением обязательной категорийности отелей. Эта процедура обходится в сумму от 300 тысяч тенге и выше, в зависимости от запрашиваемой категории. Поэтому отельеры зачастую отказываются от добровольной сертификации. НПП предлагает внедрить бесплатную процедуру получения категории для действующих субъектов бизнеса в переходный период (2019–2020 годы). Как американец проводит для алматинцев и гостей города уникальные экскурсии

Столкните камень с горы

Депутат мажилиса, председатель комитета туризма НПП Павел КАЗАНЦЕВ уверен: именно бизнес является ключом решения вопросов.

– Предпринимательство может толкнуть камень с горы и дать хороший профит стране в части развития. Мы должны научить местное сообщество – на селе и в райцентрах, максимально приближенных к объектам, обслуживать туристов, предоставлять сервис по питанию и проживанию. Иногда говорят: нет дорог, но они здесь не первоочередная задача, – считает мажилисмен.

Ранее Казанцев, входящий в комитет по экономической реформе и региональному развитию и регулярно занимающийся внутренним туризмом, рассказывал “КАРАВАНУ”, что мы используем свой потенциал только на три процента.

– В Уральске хотел выехать на организованную рыбалку – не нашел ни одного соответствующего объявления! – сетовал он после очередной поездки.

Парламентарий высказался по поводу планов чиновников ввести bed tax:

– Нельзя на стадии развития отрасли начинать с обременения финансами. 800 тенге для внутреннего туриста – категорически не годится. Говорят, что введут для иностранцев. А с какого бодуна они должны платить?

Нельзя с Европой сравнивать – туда прут, в очередях стоят, самолеты битком, за месяц отели не забронировать. Да ты там 8 “бедтаксов” заплатишь, лишь бы попасть туда!

А мы с нуля площадку создаем – и сразу налоги! Надо подумать, насколько это важно. И тем более фонды, которые будут создаваться под такие “бедтаксы”, – с их прозрачностью у нас всегда беда.

Создадут фонд типа “Камкора” (фонд гарантирования прав казахстанцев в сфере выездного туризма. – Прим. ред.) и потом бегают за ними годами, просят: “Цифру назови, куда деньги-то дел”.

Раскритиковал депутат и практику взимания платы за кино-, видео- и фотосъемку на территории национальных парков.

Тарифы введены приказом и. о. председателя комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ от 31 мая 2017 года. Как бывший комсомолец собирается реанимировать туризм в Казахстане

55 тысяч тенге за видео и 25 тысяч за фотосъемку – кто поедет? Да мы должны приплачивать туристам, чтобы ездили туда и распространяли в соцсетях! В целом в Госпрограмме развития туризма не должно быть общих фраз, – считает Павел Олегович. – Догнать, перегнать, а должны быть указаны конкретные даты реализации и направления.

– И да, туризм не настолько высокобюджетная отрасль. Местные сообщества на условиях ГЧП могут строить инфраструктуру – необязательно только 5-звездочные отели в областных центрах, которые, кстати, уже имеются. Нам нужно строить объекты, максимально приближенные к туристским дестинациям, – к Балхашу, Капшагаю, ВКО, подтянуть жилье среднего уровня, – заключил Казанцев.

АСТАНА