Но, как выясняется, забытого не всеми.
— Этот праздник, в принципе, и в советское время не был красным днем календаря, его отмечали те люди, которые были с ним связаны работой, — заявил на пресс-конференции последний руководитель казахстанского комсомола, а сейчас президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Есенжол Алияров.
А работы в комсомоле всегда хватало. Он всегда первым оценивал достижения молодых деятелей культуры, спортсменов, молодых журналистов… Оценивая их, выпускал, в том числе, памятные значки, например, «кожаный мяч» для спортсменов. Занимался Коммунистический союз молодежи, в том числе и его казахстанское отделение, воспитанием патриотизма, чтобы молодые люди «могли понять свою востребованность».
— Одной из самых главных черт комсомола было нахождение друзей, и друзьями они становились на всю жизнь, — заявил последний лидер казахстанского филиала комсомола.
Он почти вскользь сказал о том, что в функции комсомола входило и обслуживание существовавшей тогда политической системы, но, «поверьте мне, была и другая жизнь».
В изложении его и его соратников «другая жизнь» представлялась как киножурнал советской эпохи, которые всегда показывали в кинотеатрах перед фильмами: молодежные массовки сугубо позитивного плана с обязательными значками с головой Ленина и демонстрация ударного, но, судя по радостным и свежим лицам, не изнурительного, труда.
Мало кто знает, но, например, маршруты «комсомольской стройки» Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа, «странным» образом были близки к «сетке» расположения лагерей для зэков…
Правда и то, что многие талантливые представители художественных и научных профессий удостаивались премий комсомола, что он «брал над ними шефство».
Но сегодня ссылка на данные примеры исторически некорректна. Во-первых, в те времена никакой другой молодежной организации в стране просто не существовало, и кому было шефствовать над представителями талантливой молодежи, как не единственной разрешенной? Во-вторых, идеологически, политически и финансово комсомол абсолютно зависел от Коммунистической партии, никакой самостоятельностью не обладал, и делал то, что ему говорили «старшие товарищи». Число которых рано или поздно и пополняли функционеры из комсомола.
Был даже какой-то политический слоган, воспринимавшийся как идеологическая догма, на счет того, что комсомол — это молодежный отряд партии, ее резерв. Еще раз напомним: никакой альтернативной молодежной политики или организации в стране не наблюдалось. А не будучи членом ВЛКСМ до 28 лет или КПСС после, практически невозможно было сделать какую бы то ни было успешную карьеру. Да, отдельные случаи имели место быть, но как санкционированные системой исключения.
Старшие коллеги журналисты вспоминают, что не членам комсомола в советские времена был фактически закрыт доступ на «идеологически-значимые» факультеты вузов, например, исторический или юридический, откуда комплектовались партийно-управленческие кадры. А в вузах, если студент пришел в вузовский комитет комсомола становиться на учет позже чем через месяц после поступления, он рисковал остаться не допущенным к сессии, как бы хорошо ни учился.
Но, как пелось в старой песне Иосифа Кобзона, «не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым».
В нашем контексте это означает лишь одно: никому не воспрещается с ностальгией относиться к своему прошлому, своей молодости. Хранить ее образ и оберегать от «посягательств» журналистов, демократов, патриотов, «злопыхателей» и т.д.
Хотя, если бы бывшие работники Центрального Комитета ВКЛСМ Казахской ССР просто объявили о желании собраться со старыми друзьями в памятную дату, попеть песни, вспомнить былое, продемонстрировать друг другу достигнутое уже после «комсомольского старта» — тогда у оппонентов не случилось бы и повода вспомнить, что в ц е л о м представляла из себя советская политическая молодежная организация под названием «комсомол».