В Казахстане реализуется масштабная программа по снижению информационного неравенства на 2007-2009 годы, включающая в себя множество взаимосвязанных компонентов — от обучения населения навыкам работы с компьютером, до развития беспроводных решений для доступа в Интернет.
Целью этой программы является достижение 20% уровня компьютерной грамотности от общей численности населения, что на 15,7% превысит текущее состояние, и пользователей сети Интернет в республике, что на 17,2% выше, чем в настоящий момент. Общая стоимость Программы составит 15 584 676 000 тенге.
— Обучение компьютерной грамотности населения очень важная задача, но без решения вопросов обеспечения доступа граждан к информации, инициативы государства в Казахстане не смогут достичь поставленных программами электронного правительства и снижения информационного неравенства целей и задач, — считает Ивар Талло, международный эксперт, директор таллиннской Академии электронного управления. — В Эстонии по решению Сейма к 1999 году оснастили компьютерами с подключением в сеть Интернет все школы. Это сейчас кажется — что в этом такого особенного, но в то время подобного не было даже в Англии: они выдвинули такой план в то время, когда мы уже его осуществили. В свое время — в начале девяностых, — мы трезво оценили свои возможности — 1 миллион человек и полное отсутствие природных ресурсов. На что делать ставку? Конечно на образование людей. И это поменяло всю динамику в обществе, потому что выпускники школ двухтысячного года имели определенные навыки модных на тот момент специальностей. Выучившись в вузе, сейчас эти ребята имеют достаточную востребованность и, соответственно, высокий доход…
Вашей стране необходимо электронное правительство стране, но для этого нужен закон о публичной информации. А в Казахстане законы, касающиеся информации исключительно запретительного характера — «О защите авторских прав», «О государственной тайне», «О защите личных данных». Однако чиновникам данный закон не интересен, он не принесет голосов избирателей. И такая ситуация не только в Казахстане: и в США, и в Эстонии. Но в 90 странах закон о публичной информации уже есть. Я зашел на сайт одного казахстанского сотрудника МИДа. Web-страница его выполнена отлично: хороший дизайн, фото и так далее, но нет ни одного контакта — ни телефона, ни электронной почты. Только какой-то телефон министерства, по которому я не смог никуда дозвониться.
У нас в Эстонии указаны и личные телефоны, и электронные адреса. В Швеции вообще любой гражданин может читать чужие письма и жалобы, отправленные на адрес правительства.
По данным Всемирного Банка, опубликованным в 2006 году, Казахстан занял 64-е место среди 68 стран в «рейтинге е-готовности за 2005 год», ежегодно проводимом аналитическим отделом британского журнала «Экономист», а Россия и Украина заняли 52-е и 61-е места соответственно.
Этот рейтинг измеряет среду электронного бизнеса страны через средневзвешенный индекс, состоящий из около 100 количественных и качественных критериев, включая такие категории, как возможность подключения к сети Интернет, бизнес среда, правовая, политическая, социальная и культурная среда, поддержка электронных услуг.
Надо заметить, что страны европейской восьмерки занимают места в этом рейтинге между 19-м и 40-м местами, а ведущие пять стран — Соединенные Штаты, Дания, Швеция, Великобритания и Республика Корея — получали последовательно высокие баллы на протяжении ряда лет.
По данным специалистов основная причина того, что Казахстан отстает от стран европейской восьмерки и других лидирующих стран, заключается в его слабой балльной оценке по телекоммуникациям: наличие имеющихся телефонных линий в стране в абсолютном выражении достаточно низкое. Эффективная плотность телефонных сетей на 1000 жителей Казахстана составляет 17,91.
— Помимо вопросов снижения информационного неравенства и обучения населения компьютерной грамотности, стоят очень важные вопросы, как технические и организационные, так и нормативно-правовые аспекты, без решения которых будет невозможно движение к информационному обществу, — говорит Михаил Тюнин, исполнительный директор Фонда информационная инициатива. — Прежде всего, если мы говорим о технических вопросах, то доступ в Интернет в сельских регионах вещь достаточно проблематичная. И одна из задач программы снижения информационного неравенства — развитие беспроводных технологий.
И мы можем уже сейчас показать на примере электронной деревни в поселке Кокпекты, Карагандинской области, как это можно сделать. Второй момент — невозможно реализовывать технические проекты без подготовки IT-специалистов и популяризации современных востребованных рынков технологий. И третий момент — доступ к информации, ведь снизить информационное неравенство без приведения нашего законодательства к международным стандартам по доступу граждан к информации мы не сможем.
Мы пять лет реализовывали проект «Прозрачный город» в Восточном Казахстане, в Усть-Каменогорске. И поняли, что реализовать информационное пространство в городе достаточно просто. А вот в сельской местности, где люди заняты повседневной физической работой, где есть технические проблемы, достаточно сложно. Мы узнали о поселке, где местные ребята уже сами начали создавать свою собственную компьютерную сеть для обмена файлами: по крышам и деревьям тянули провод, чтобы скачивать друг у друга фильмы, играть в сетевые игры, пользоваться локальной ICQ.
Мы предложили им получить все это с помощью современных беспроводных технологий. Компания D-link предложила нам технику по хорошей цене, и мы начали разрабатывать этот проект: получили согласие акимата Карагандинской области на реализацию пилотного проекта в Бухаржырауском районе, поселке Кокпекты. Была создана техническая и административная группа, в состав которой входили выпускники и студенты КарГТУ.
— Начали мы с анализа наших возможностей, — рассказывает Владимир Зинкевич, житель села Кокпекты, активный участник проекта «Электронная деревня». — Затем, исходя из этого, написали план реализации проекта, установили точки доступа, сервер.
— Самая большая проблема была не в установке оборудования, а в процессе обучения: нам необходимо было обучить достаточно большое число населения, — продолжает рассказ Михаил. — В местной школе мы открыли осенью курсы, и это было нашей ошибкой, потому что люди в этот период неотрывно заняты в сельском хозяйстве. Поэтому получилось так, что основной курс они прошли зимой. Помимо населения мы обучили всех сотрудников акимата, самого акима, который поначалу не верил, что можно будет наладить взаимодействие с населением путем обмена информации по сети.
Сейчас у акима Кокпекты есть компьютер и ноутбук, он начал писать и рассылать жителям информационные сообщения о проходящих в поселке событиях, на портале постоянно обновляются новости. И самое главное у него заработала обратная связь — тот, пожалуй, важный фактор, который отсутствует в работе местных государственных органов и органов самоуправления.
Аким Кокпекты наладил взаимодействие с большей частью населения, и ему не нужно теперь собирать сход, обзванивать или обходить каждый двор поселка. Другой вопрос в том, что такие проекты нужно расширять. На сегодняшний день, к сожалению, этот проект завершается, мы попробуем реализовать его в других регионах. И пока, увы, государство не выделяет на проект ни копейки. Все затраты покрывались за счет зарубежных спонсорских средств. Кстати, проект обошелся всего в 17 тысяч долларов — мы купили оборудование, оплатили работу тренеров, за проведение курсов компьютерной грамотности, заплатили за Интернет. Одним словом, сделали проект абсолютно технологичным и дешевым. Но и после завершения «Электронная деревня» будет поддерживаться энтузиастами на некоммерческой основе, оборудование, которое останется в деревне, будет использоваться безвозмездно.
Результаты проекта мы отправляли в компанию Kazsatnet, которая занимается передачей данных через первый казахстанский спутник. Их он очень заинтересовал и, возможно, уже в следующем году мы получим финансовую поддержку: есть надежда, что они установят там тарелку.
На сегодняшний день в поселке с почти четырехтысячным населением более 70 семей имеют компьютеры.
Однако сейчас компанией Microsoft Казахстан реализуется программа «Народный компьютер», благодаря которой цены на компьютеры станут более доступны, поэтому ожидается, что число компьютеров в сельских семьях увеличится.
Рисунок с сайта http://www.e1.ru