О том, как компьютерные игры влияют на неокрепшую детскую псиику, корреспонденту Caravan.kz рассказала психолог Городской больницы скорой неотложной помощи Алматы Гульнара Дощанова.
— Зависимость от компьютера миф или реальность?
— Компьютерная игровая зависимость у детей существует, и это увы, не миф. Увлечение виртуальными играми нередко уже возникает в дошкольном возрасте, а у младших школьников носит массовый характер. Разные стрелялки, симуляторы, сюжетные игры – обычный вид досуга детей в возрасте от 6 лет и старше (если родители регулярно занимают компьютерными играми ребенка еще меньшего возраста, то все проблемы, о которых пойдет речь далее, возрастают в геометрической прогрессии). Дорогие родители, понаблюдайте, как ваш ребенок играет за компьютером: естественно подолгу сидит в одной позе, с перекошенной спиной, уставившись в экран и не моргая.
— Могут ли компьютерные игры негативно повлиять на физическое психическое здоровье ребенка и в чем это может проявляться?
— К сожалению, влияние компьютерных игр на детей гораздо сильнее и негативнее, чем мы можем подумать, и расплачиваться за эти часы тишины и родительского спокойствия приходится по очень высокой цене. Сейчас все педиатры и офтальмологи подтвердят о пагубном влиянии компьютерных игр на здоровье детей. Длительное сидение в неправильной позе дает нагрузку на позвоночник и неокрепший еще мышечный корсет, ускоряет развитие сколиоза. Постоянное использование мышки может привести к тому, что у ребенка могут начать неметь и болеть пальцы правой руки или левой (если левша). Это так называемый туннельный синдром – однообразная нагрузка на кисть приводит к сдавливанию нервов. Если говорить, как отражается на психическом здоровье детей, то здесь последствия могут быть более тяжелые — это психоз, клиническая депрессия, шизофрения. Дети очень много играющие в игры становятся очень раздражительными, нервными, плохо управляемыми, истеричными и агрессивными. Так психика компенсирует нагрузку, которую она получает во время компьютерных игр. Напряжение и волнение, в котором находится ребенок, играющий, например, «в стрелялку», неожиданные повороты сюжета, сильное возбуждение не могут исчезнуть бесследно и проявляются потом вот в таких неожиданных для родителей изменениях поведения.
Охрана материнства и детства – один из главных приоритетов современного Казахстана.
— Какие игры наиболее опасны для психики ребенка?
— Очень хочется сказать про влияние компьютерных игр, связанных с насилием, на психику детей, особенно мальчиков 8-15 лет, так как они традиционно являются целевой аудиторией игр, связанных с военными компаниями, битвами и монстрами. Случаи, когда дети и подростки убивают своих сверстников, уже настолько часты, что даже перестали шокировать. А источником этой «звериной» жестокости во многом оттуда, из компьютерных «игрушек», культивирующих силу. Ребенок ассоциирует себя с бессмертным героем и привыкает к тому, что, если его «убили», можно начать игру заново-чувство самосохранения притупляется, и вот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какой-нибудь головокружительный трюк. Ребенок считает, что решение любых конфликтов с использованием оружия и силы – это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать. За самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности, а напротив — поощряются – эта модель поведения переносится ребёнком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника – и тебе ничего за это не будет. А девочки играющие "Веселая ферма" или "Салон красоты", тоже находятся не в полной психологической безопасности. Такие игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему. Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь- отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда что-то не получается, с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось.
— Какие симптомы зависимости и как их заметить?
- Это потеря контакта с родителями, нежелание идти на него.
- Ребенок становится поверхностным, его не интересует «живое общение».
- Ему не интересны другие дела.
- Все свободное время он у компьютера
- Избегает доверительных бесед
- Всячески пытается заполучить желаемое, идя на обман.
- Потеря контроля над временем проведенного у компьютера.
- Ребенок поглощает пищу, не отрываясь от компьютера.
- Ограничения, связанные с компьютерами, вызывает нервную реакцию (злость, плач, агрессию).
- Его день начинается с компьютера.
- Придя со школы, первым делом он идет к компьютеру.
- Ребенка перестала интересовать учеба.
- Ребенок стал раздражительным, нервным, появились «пробелы» в памяти.
— Что же делать чтобы ребенка оградить от зависимости?
— Выход только один – находить контакт с ребенком Интересуйтесь своим ребенком, проводите с ним больше, показывайте ему, что есть другие формы досуга – спорт, книги, настольные игры, хобби. И будьте сами ему хорошим примером, не сидите часами в телефоне и компьютере. Играйте с ним, вовлеките его в то, что вам интересно, разговаривайте с ним. Чего же хотят дети в играх? Они хотят достижений, особенно это касается детей 7-10 лет. Им важно пережить эти эмоции. А где это можно сделать? В физическом мире. Нужно чтоб кто-то отметил его достижения, похвалил его, восхитился им. Ребенку очень важна ваша любовь, это все равно самое ценное, не смотря ни на какие игры, ни за что. Интернет реальность не заменят реальность подлинную. Мой совет родителям желающим что бы их дети выросли здравомыслящими и достигли успеха в жизни: Не дайте компьютерным персонажам воспитать вашего ребенка вместо вас! Ребенок должен развиваться и получать знания для жизни в мире реальном, а не выдуманном, иначе он рискует проиграть свое здоровье и счастливое будущее.