Деньги потребителей – их коммерческая тайна?
Не успели карагандинцы оправиться от последней девальвации и привыкнуть к повысившимся ценам на многие продукты и товары, как новый “удар в спину” – на сей раз со стороны поставщиков тепла, воды, электроэнергии. Они вдруг дружно запросили у департамента по регулированию естественных монополий разрешения повысить стоимость своих услуг для населения. Причем в разы. В качестве обоснования своих притязаний услугодатели надавили на жалость: мол, надо бы зарплату работникам повысить.
Однако перспектива с нового года платить за коммуналку вдвое больше, чем сейчас, атрофировала у карагандинцев чувство жалости к монополистам. А общественники города, не сговариваясь, стали искать способы предотвратить нежелательное событие.
Первыми стали действовать ветеранские организации. Городской и отраслевой советы ветеранов Караганды обратились к акиму области Нурмухамбету АБДИБЕКОВУ с письмом, в котором предложили принять мораторий по росту тарифов на услуги ЖКХ и провести экспертизу обоснованности повышения тарифов.
“Вызывает возмущение то, что порядок рассмотрения и утверждения новых тарифов носит формальный характер и превратился в коммерческую тайну для потребителей услуг, – с первых же строк сформулировали причину своего недовольства ветераны. – Так, на последние общественные слушания 2 ноября 2015 года по подъему тарифов на коммунальные услуги не были приглашены представители советов ветеранов г. Караганды и области”. По мнению многих карагандинцев, коммунальные платежи монополистам – это очередная черная дыра, куда бесследно исчезают огромные средства плательщиков.
Свое заявление авторы письма подкрепили цифрами: “Краткий анализ повышения тарифов на коммунальные услуги, предоставляемые услугодателями-монополистами, показывает, что тариф на питьевую воду для населения города был повышен в 2013 году с 57 тенге за кубометр до 110,05 тенге. Под это почти двукратное повышение была разработана инвестиционная программа по реконструкции и обновлению водных сетей и основных насосных станций на 2013–2015 годы. В настоящее время нет нормальных отчетов о выполнении этой программы – сколько миллиардов средств освоено и как прошла реконструкция. Несмотря на это, 2 ноября 2015 года прошли общественные слушания по подъему тарифа на питьевую воду для населения до 141 тенге. Параллельно по времени был поднят тариф на канализацию с 44 тенге за кубометр до порядка 130 тенге.
Тариф на тепло был увеличен в декабре 2014 года с 84 до 93,3 тенге, с января 2015 года без четких обоснований еще на 12 процентов – за счет принятого положения увеличить расход тепла на квадратный метр площади жилья. Это увеличение было отменено постановлением прокуратуры и принято услугодателем, но компенсация переплаты отопления ведется в размерах гораздо ниже переплаты.
Оплата за 1 кубометр горячей воды увеличена с января 2015 года с 277,7 тенге до 355 тенге. Контроль за этим тарифом не ведется антимонопольным комитетом вообще…”.
Предприниматели: “Все в суд!”
Забили тревогу и бизнесмены. Представители палаты предпринимателей области, входящие в экспертный совет при антимонопольном ведомстве, заявили о намерении добиваться прозрачности в деятельности монополистов.
– Для предпринимателей этот вопрос очень болезненный, – констатировал член совета предпринимателей Карагандинской области Андрей ВИТЕК. – Мы хотели бы знать: почему одна частная фирма оказалась не в равных условиях с другими предпринимателями? Как может быть в одной стране такой перекос цен? Почему мы платим за водоотведение 235 тенге, а предприниматели в Таразе – 50 тенге за кубометр. Это наталкивает на определенные размышления. Расхождение в 20–30 процентов можно было бы объяснить местными особенностями – рельефом местности, например. Но в данном случае надо разбираться, почему в Караганде по многим позициям самые высокие тарифы в республике.
Президент Казахстанской ассоциации предпринимателей и сервисных услуг Ермек АБИЛЬДИН не стал ограничиваться словами и подал в суд на департамент комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по Карагандинской области о признании недействительными заявок монополистов на повышение тарифов.
– В соответствии с подпунктом 3 ст. 4 Закона “О естественных монополиях и регулируемых рынках” субъекты естественных монополий подлежат включению в государственный регистр, состоящий из республиканского и местного разделов с указанием конкретных видов предоставляемых и регулируемых услуг. Нами было выявлено то, что со стороны департамента по регулированию естественных монополий произведены незаконные действия по вопросу принятия данных заявок. Они были приняты с нарушением норм законодательства, – обосновал свои действия Абильдин.
Кроме этого, он привел сравнительные цифры:
– Хочу напомнить, что сейчас карагандинцы за кубометр холодной воды платят 110,5 тенге с НДС. Монополист хочет с 1 января 2016 года сделать этот тариф выше на 67 процентов. То есть у них инвестиционный тариф будет на 5 лет. С 2016 года тариф планируется увеличить на 33 процента, что составит 146,5 тенге. В 2017 году – 161 тенге, в 2018-м – 173 тенге, в 2019-м – 191 и в 2020 году – 219, 4 тенге за кубометр воды. Тариф на канализацию монополист хочет поднять еще больше. Пока за услуги водоотведения карагандинцы платят 131,19 тенге с НДС за кубометр воды. Услугодатель просит, чтобы ему разрешили поднять свои расценки на следующий год до 222,42 тенге. Дальнейшее увеличение выглядит следующим образом: в 2017 году тариф должен составлять 222 тенге, в 2018 году – 223 тенге, в 2019 году – 253 тенге и в 2020 году – 283 тенге. Нами проведен сравнительный анализ тарифа на воду по всем регионам Казахстана. Так, действующие тарифы на воду для юрлиц выше всего в Караганде, где платят 500 тенге с НДС за кубометр воды, самый низкий тариф установлен для предпринимателей Костаная – 75,6 тенге. Для населения самый высокий тариф на услуги водоотведения действует в Караганде – 81,22 тенге с НДС за кубометр воды. Самый низкий в Таразе – 6,42 тенге. Больше всех за канализацию также платят юридические лица Караганды – 235,45 тенге с НДС за кубометр. Меньше всех предприниматели Алматы – 49,82 тенге.
Руководитель бизнес-сообщества пояснил, что намерен в будущем добиваться проведения аудита, чтобы вынести суждение о рациональности повышения тарифа компаниями-монополистами.
– Мы считаем, что те деньги, которые монополист получает через повышение тарифа, расходуются неоптимально. Тариф утверждается комитетом по регулированию естественных монополий вслепую и кабинетным способом. За деятельностью предприятий-услугодателей чиновники наблюдают таким же бумажным способом, получая просто отчеты от водоснабжающих организаций. Пора уже вводить в Казахстане дифференцированный тариф по принципу “больше потребляешь – больше платишь”, – подытожил он.
Караганда