Коммуна в степи, или Вперед – в прошлое! - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
0 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Коммуна в степи, или Вперед – в прошлое!

Коммуна в степи, или Вперед – в прошлое!

В глухой степи между Карагандой и Астаной находится удивительный пережиток прошлого – крестьянское хозяйство, построенное на забытом принципе социализма: “От каждого – по способности, каждому – по труду”.

  • 8 Августа 2014
  • 2875
Фото - Caravan.kz

Последний островок социализма

Извилистая степная дорога, петляющая между засеянными и брошенными полями бывшей целины. Однообразный пейзаж, разбавленный стаями невесть как оказавшихся здесь чаек. И вдруг… Словно мираж на горизонте возникают высокие башни тока для хранения зерна, на которых забытые слова большими красными буквами: “Слава труду!”.

– Это она, наша коммуна, – заметив изумление, с любовью говорит глава крестьянского хозяйства Юрий Иванович САДОВЕНКО. – Последний островок социализма в Карагандинской области.

У входа – два больших билборда. На одном изображен глава хозяйства в окружении своих внуков и красуется надпись: “Мое богатство! Жизнь прожита не зря!”, на другом – фото коллектива с семьями. Территория “островка социализма” огорожена разноцветным металлическим забором, главным элементом которого являются веселенькие “солнышки”. Интересуюсь: это для поднятия трудового духа?

– Забор мы сварили из сломанных частей сельскохозяйственной техники, – следует неожиданный ответ. – “Солнышки” – это элемент бороны. Металлолом практически, а покрасили, и получилось довольно симпатично.

На территории “совхоза” время словно остановилось в прошлом веке. Из репродуктора, установленного на крыше домика для гостей, льются песни советских лет, на веранде стоит аппарат “Газвода”. Здесь есть все, что было в советское время в каждом уважающем себя совхозе: животноводческая база, зерносклад на 1,5 тысячи тонн зерна, мехток с емкостями-накопителями на 120 тонн, техника. Причем техника тех же, советских годов выпуска. Чиненая-перечиненая, собранная по запчастям, вызывающая удивление тем, что она еще и работает!

Когда воровать нет смысла

Свой здесь подход и к системе трудовых отношений.

– Мы здесь не как просто рабочие, а вроде как акционеры, – поясняет механизатор Анатолий КУХАРЧУК. – Сколько хозяйство заработало, столько мы и поделили. Если какие-то убытки, что-то недоглядели, значит, все пострадают. Поэтому друг друга подстегиваем, чтобы трудились хорошо. Все понимают, что от общего труда зависит результат, то есть заработки.

Механизатор Игорь ВОЙТЮК работает в крестьянском хозяйстве дольше других – десять лет. И хотя поблизости есть другие фермеры, менять место работы не собирается:

– У других работники и получают меньше, и лишены тех условий, что у нас. Тут есть баня, комнаты хорошие. Едой обеспечены: хлеб печем из своей муки, всегда есть мясо. В хозяйстве выкопали пруд, карасей запустили. Ходим на рыбалку, рыбу едим. Корма для подсобного хозяйства тоже отсюда берем. Семья моя часто сюда приезжает – это не запрещается. Почему бы не работать?

Зарплата у работников, по их признанию, небольшая – в среднем тысяч пятьдесят в месяц. “Год на год не приходится”, – философски замечают они. И в один голос доказывают: единственное, что не взяли с собой в коммуну из советской эпохи, это воровство.

– Нам нет смысла тащить отсюда, это будет воровство у самих себя, – резонно замечает оператор мехтока Олег РЕБРОВ. – Ну стащу я деталь какую-нибудь от комбайна, машина встанет, на уборку опоздаем, урожай потеряем. Благополучие-то у нас, так получается, общее.

Причастность сближает

Впрочем, труженики села признаются честно: благополучие здесь – понятие зыбкое. Урожайные годы в зоне рискованного земледелия – явление нечастое. За десять лет лишь дважды в хозяйстве получали прибыль от продаж зерна. В остальные годы просто выживали. Мечту о богатстве Юрий Иванович не лелеет. Потому и не боится делить прибыль со своими работниками, вместо того чтобы положить ее в свой карман:

– Труд у нас тяжелый, урожай нестабильный из-за климатических условий. Больших прибылей ждать не приходится. Так я хотя бы отношения с людьми сохраню человеческие, чтобы они знали, что нужно помогать друг другу.

Рабочие Юрия Садовенко говорят, что прошлый год был для них самым счастливым – обильные дожди обеспечили высокий урожай. И прибыль – около двух миллионов – Юрий Иванович разделил со своими работниками.

– Привез нам по 300–400 тысяч премии, – вспоминают они. – На селе это очень большие деньги!

Когда еще удастся так же порадовать своих работников, Юрий Садовенко загадывать не берется, но вот то, что форму управления менять не будет, заявляет уверенно:

– Для меня важна коллективная ответственность перед общим делом. А добиться ее можно, только если люди чувствуют свою причастность к работе и ее результатам.

Карагандинская область