– Сколько лет вагону? – поинтересовалась я у проводников, когда состав тронулся в путь из Алматы. Те лишь пожали плечами – очень старый… Через пару часов пути пассажиры почувствовали, что такое вагон-старичок. Градус народного возмущения рос вместе с температурой воздуха в купе. Окна заело, и открывались они лишь в виде небольшой щели. По иронии судьбы, цены на воду на перронах выше, чем в магазине, в три-четыре раза! С наступлением темноты появилась другая проблема – с электричеством.
– За что мы платим деньги?! – возмущались люди. – Постельное белье серое. Окна в вагоне грязные, розетки не работают, невозможно ни телефон зарядить, ни побриться. Вы только посмотрите на туалетную комнату! Кроме всего, на дворе XXI век, а здесь до сих пор нет современных дезинфицирующих средств, вместо мыла лежит кусок обмылка.
Впрочем, на официальном сайте нацкомпании “Казахстан темир жолы” немало жалоб и на работу кассиров, подсадку проводниками “зайцев” – пассажиров-безбилетников. И, заметим, это старая песня.
После столь экстремального путешествия возникли вполне резонные вопросы: почему не обновляется подвижной состав, а работа обслуживающего персонала ведется по старинке?
Зато на сайте компании много говорится о модернизации отрасли, конкурентоспособности. “Мы видим себя высокоэффективной национальной транспортной корпорацией Казахстана, соответствующей лучшей мировой практике ведения бизнеса …” – читаем в приветственном слове президента АО “НК “КТЖ” Аскара МАМИНА. Пассажиру, купившему билет, мягко говоря, до лампочки все эти излюбленные фразы отечественных функционеров. Ему хочется элементарного комфорта за свои деньги! И как-то не укладывается в голове, что ведение бизнеса “на мировом уровне” сводится к таким вот замшелым вагонам. Конечно, всем недовольным пассажирам можно предложить отправиться по маршруту Алматы – Петропавловск на новом скоростном поезде “Тальго-экспресс”. Но здесь и цены заметно выше, особенно в разгар сезона.
Будет ли наша железная дорога отвечать требованиям времени? Вопрос, похоже, болезненный и для пассажиров, и для компании.
"КТЖ вступает в период серьезных испытаний, обусловленных завершением жизненного цикла производственных активов, сформированных до 1991 года", – признает ее руководитель. И приводит цифры: до 2020 года подлежат списанию по срокам службы более 54 процентов грузовых вагонов существующего парка, 68 процентов магистральных локомотивов, 82 процента маневровых локомотивов и пассажирских вагонов. А что предлагается взамен?
В 2015 году компания планирует приобрести в России 52 новых пассажирских вагона, из которых уже получено 24. На замену составов поезда сообщением Астана – Москва уже направлены 18 вагонов. Новость радует, но, как мы понимаем, это капля в море.
Пока же все горести путешествия скрашивают проводники, которые за долгие годы работы стали хорошими психологами. Они знают, как оказать неотложную помощь приунывшему пассажиру, когда у того сел мобильный телефон или заклинило дверь в купе…