Колоться будешь? Как США пережила эпидемию 105 лет назад - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Колоться будешь? Как США пережила эпидемию 105 лет назад

Колоться будешь? Как США пережила эпидемию 105 лет назад

Летом 1916 года в Нью-Йорке объявили эпидемию: Бруклин, самое населенное боро города, оказался в плену полиомиелита. В район стянули полицию. Семьи с больными помещали в карантин. На двери их домов клеили объявление: “Острый полиомиелит. Заразное заболевание. Держитесь подальше отсюда. Лицо, снявшее это объявление, не имея на то полномочий, будет привлечено к ответственности”.

  • 10 Февраля 2021
  • 507
Фото - Caravan.kz

В других районах закрыли кинотеатры, запретили массовые мероприятия, родителей просили не пускать детей в парки развлечений, бассейны, на пляжи. Тысячи людей в страхе бежали из мегаполиса. В тот год полиомиелитом в США заболели 27 тысяч человек. Из них 6 тысяч скончались, в том числе более 2 тысяч – в Нью-Йорке. 1,5 тысячи умерших детей не достигли возраста 5 лет. Тысячи остались парализованными.

После первой эпидемии вспышки стали ежегодными. Летом 1921-го в Нью-Йорке погибли 2 тысячи человек, около 7 тысяч разбил паралич. Одним из пострадавших был будущий президент США Франклин Делано Рузвельт. В 1952 году в стране зарегистрировали максимальное число больных — 57 тысяч. Кроме Соединенных Штатов высокая заболеваемость отмечалась также в Канаде, Великобритании, Европе. Полиомиелит стал угрозой №2 для благополучного Запада. Под №1 скрывалась возможность ядерной войны с СССР.

Считается, что полиомиелит был известен еще в Древнем Египте. На одном из рисунков изображен человек с явными признаками заболевания.

Периодически вспышки возникали по всему миру. Но из-за низкой плотности населения инфекция не уходила далеко за пределы отдельного района.

Проблемы возникли после промышленной революции: люди перебирались в города и стали жить очень компактно. А с улучшением городской санитарии ребенок переставал контактировать с возбудителем болезни, и у него не вырабатывались антитела к нему. И уже со второй половины XIX века вспышки полиомиелита перерастали в эпидемии. Каждый 10-й больной погибал от дыхательной недостаточности. Еще 40 процентов разбивал паралич. Смертность заболевших взрослых достигла 20 процентов. Если каждый захочет воспользоваться “правом отказаться от вакцинации”, у нас будут большие вспышки инфекций — эпидемиолог

В 50-е Америка паниковала. Родители увозили детей из городов, запрещали им купаться в бассейнах. На этой волне быстро набирал влияние Национальный фонд – общество, созданное еще в 1938 году Рузвельтом. Главной его целью была борьба с полиомиелитом. 

При взносе всего 10 центов с каждого вступившего в него только на помощь больным полиомиелитом фонд израсходовал 233 миллиона долларов.

Также общество финансировало исследования по профилактике и лечению болезни.

В 1947 году вирусолог Джонас Солк основал собственную лабораторию при Питтсбургском университете. Он изучал различные типы вирусов, в том числе вызывающие полиомиелит. Однако финансирование было небольшим. В 1948 году, на фоне растущего страха перед инфекцией, бюджет увеличили. Солк подключился к работе других исследовательских групп. И в 1955 году создал первую рабочую вакцину.

После предварительных проб на животных он ввел препарат ограниченному количеству пациентов, уже инфицированным, чтобы отследить уровень антител. Но до этого ученый провел опыты на себе, своей супруге и собственных детях.

Затем прошли масштабные испытания на 1,8 миллиона детей в возрасте 6–9 лет. По полученным данным, риск стать парализованным из-за полиомиелита у привитых оказался в 3 раза ниже, чем у не получивших вакцину. Препарат безопасен, действенен. Эффективность – 90 процентов. “Она работает!” – кричали газеты.

Но еще более ошеломляющим было решение самого Джонаса Солка: он не стал патентовать свою разработку. То есть ее могли выпускать любые фармкомпании по лицензии автора, не отчисляя ему гонорар.

На вопрос “почему?” вирусолог ответил вопросом: “Разве можно запатентовать Солнце?”. По подсчетам журнала Forbes, сделанным в 2012 году, этот патент мог принести Солку 7 миллиардов долларов.

Создатель другой вакцины, Альберт Сейбин, поступил еще более опрометчиво. Он передал ее образцы в только что созданный Институт полиомиелита Академии наук СССР. Солк создал свое средство на основе мертвого вируса, вакцина Сейбина – живая. То есть был риск, что прививка приведет не к появлению антител, а к развитию болезни. Это пугало американских ученых, но не советских.

Дешевый препарат Солка позволил Советскому Союзу избавиться от опасной болезни. Одна доза в виде драже стоила всего 10 копеек. СССР также отправлял вакцину странам Восточной Европы, Азии и Латинской Америки, что помогло спасти сотни миллионов жизней…

Считается, что история стала первой вакцинной войной. Но она не переросла в “горячую фазу” благодаря ученым, которые отказались от патентов. Появление COVID-19 совпало с переделом мира: экономика КНР догнала по размеру американскую; США, страны Европы и НАТО сохраняют санкции против России; зона евро работает против зоны доллара; внутри Соединенных Штатов не утихают социальные конфликты. ВОЗ призвала развитые страны открыть доступ к вакцине всем. В целом это обойдется миру дешевле, чем изоляция. Но… те думают только о себе.

Сначала Европа и США намерены создать запасы у себя. И только потом, говорят, можно будет наладить экспорт в другие регионы. Одновременно фармкомпании развернули черную пропаганду против конкурирующих препаратов.

Поэтому свет в конце тоннеля уже виден, но он как-то отодвигается и отодвигается.