В среду, 30 ноября, мы выехали на улицу Сахариева, что находится выше Восточной объездной дороги. День выдался теплый, на склоне горы растаял снег, побежали грязные ручьи. В связи с этим дорожные полицейские ограничили проезд к двум домам – № 87 и 87а, которые находятся в возможной зоне схода оползня.
Хозяин дома № 93а Рахим КИФЕНШАЕВ признался: больше всего боится потепления, так как трещины на горе с каждым днем растут.
– В этом доме мы живем с 1995 года, разрешение на постройку выдано городскими властями, – рассказывает хозяин. – Тогда никто не предупреждал, что здесь опасно строить. А в последние годы гора Коктобе “ползет”, это видно невооруженным глазом…
Супруга Рахима Раиса говорит, что трещины на горе, а также в их доме, домах соседей появились при строительстве Восточной объездной дороги.
– Спать ложимся со страхом, – говорит она…
Рискуют все, кто живет на горе
В департаменте по ЧС г. Алматы утверждают: строительство дороги ни при чем, появление трещин связано с особенностью самой горы.
– Грунты на горе Коктобе неустойчивые, – говорит начальник отдела предупреждения чрезвычайных ситуаций департамента по ЧС г. Алматы Павел КРЫЛОВ. – А сейчас интенсивность осадков увеличилась, поэтому пошло смещение грунтов. Когда люди покупали и строили здесь дома, они изначально подвергались опасности схода оползня.
На прошлой неделе департамент по ЧС Алматы с привлечением специалистов ГУ “Казселезащита” и др. обследовали склон Коктобе.
Эксперты установили: произошло проседание грунта дороги, и образовалась трещина отрыва высотой 2,5 метра, шириной 5 метров, глубиной 1,5 метра.
– В ближайшее время организация, имеющая лицензию, проведет инженерно-геологические исследования горы, – продолжает Павел Крылов. – Трещина может быть больше и глубже. Только после заключения экспертизы мы будем рекомендовать какие-либо работы по укреплению склона горы.
“Жителям лучше покинуть дома!”
– Так что же делать местным жителям?
– Оползень угрожает дому № 93а. Еще два дома – № 87 и 87а – тоже находятся в зоне риска. Мы посоветовали на время переехать к родственникам, знакомым, вывезти из дома ценные вещи, документы. Днем жители, конечно, могут находиться в своих домах, но это рискованно.
– Как мы убедились, никто и не думал выезжать…
– Ситуация за день не разрешится. И надеяться на авось не стоит. Оползень – скользящее смещение масс грунта, это может длиться годами, а в один миг… раз, и обрушится – одним залпом.
По словам нашего собеседника, опасной считается не только гора Коктобе, но и другие предгорные районы, где ведется активная застройка.
Но если районы потенциально опасны для строительства, каким образом городские и областные архитекторы, акиматы и другие службы дают разрешение на постройку жилья? Или все особняки-дворцы, что возвышаются на склонах гор, выстроены незаконно? Тогда почему к владельцам не принимаются меры, как к обычным алматинцам, построившим дома в запретной зоне?