Налог в пользу коррупционеров
Пока отечественные бюрократы изобретают новые правила и процедуры проверки “исправности” личного автотранспорта граждан, соседние страны либо полностью отменяют эту процедуру, либо отдают контроль над ней в свободный рынок. Например, в России талончики о прохождении техосмотра будут проверять не гаишники, а страховые компании. Шаг логичный – именно страховщики в итоге платят за материальный ущерб в результате ДТП. Украина пошла еще дальше – там техосмотр транспорта, который не используется для бизнеса и перевозки людей, полностью отменяется.
Делают это наши соседи по одной-единственной причине: в существующем виде техосмотр не выполняет поставленных задач. По факту это давно уже не контроль технического состояния авто, а налог на автовладельцев. Причем налог в пользу коррупционеров.
В Казахстане процедура прохождения осмотра тоже давно стала фикцией. Стоянки у адмистративных зданий дорожной полиции, где, как правило, проходит этот процесс, мало приспособлены для массового контроля. У полицейских на детальный осмотр всех авто просто нет времени. Однако вопрос об изменении схемы этой процедуры не ставился много лет. Может быть, секрет в немалых деньгах, которые “крутятся” в этой сфере?
Цена бумажки – миллионы долларов
Согласно приказу МВД РК от 8 июня 2006 года № 263, “государственный технический осмотр автотранспортных средств в республике проводится бесплатно, то есть дорожной полицией какая-либо плата за проверку технического состояния транспортных средств с их владельцев не взимается”. Нужно лишь уплатить госпошлину за выдачу свидетельства о прохождении государственного технического осмотра. В 2011 году ее размер составляет 756 тенге.
Однако вместе с квитанцией об оплате госпошлины сотрудники МВД просили граждан сделать еще один платеж – в последние годы это 245 тенге – на счет некоего ТОО “Дана”. Основание платежа: некая “услуга по формированию акта технического осмотра”.
Процедура выдачи акта определена приказом министра МВД от 8 июня 2006 года № 263 “О периодическом государственном техническом осмотре механических транспортных средств и прицепов к ним”. Но об обязательной оплате гражданами услуг коммерческих фирм за составление этой бумажки в приказе ничего не сказано! Какую роль выполняет тут частная фирма, на каком основании она это делает, так и осталось ее коммерческой тайной.
Кстати, в телефонном справочнике Алматы имеется компания с таким названием, но дозвониться в нее не удалось. На сайте крупного рекрутингового агентства есть такая информация: “ТОО “Дана” работает на рынке Казахстана с 1999 года и является крупнейшей компанией IT-рынка. Основными направлениями деятельности являются разработка, внедрение, сопровождение IT-проектов. Широкая филиальная сеть работает по всей территории Казахстана, имеются представительства в России (Москва), Татарстане (Казань), Корее (Сеул). Внедрены и успешно работают семь проектов по линии дорожной полиции МВД РК”. Однако собственного веб-сайта “крупнейшей IT-компании” нам обнаружить не удалось.
Поиск в Интернете показал, что ТОО “Дана” “сотрудничает” с дорожной полицией по крайней мере последние несколько лет. Деньги с граждан на счет этой компании стекаются, в частности, при регистрации доверенности на управление автомобилем.
Как выяснилось, жалобы чиновникам на сборы ТОО “Дана” поступают в компетентные органы давно. В частности, еще в 2005 году деятельностью этой фирмы интересовалась прокуратура ВКО. В 2008-м группа граждан обращалась с жалобой в прокуратуру Алматы. В прошлом году гражданин Кызбикенов Ш. А. задал вопрос о законности платежей Премьер-министру Масимову в его блоге. Премьер сообщил, что вопрос перенаправлен в блог министра МВД…
Меж тем масштабы бизнеса “IT-компании” впечатляют. Например, на конец 2010 года только легковых автомобилей в Казахстане имелось 2 686 000. Более трех четвертей этого парка составили авто старше 7 лет, требующие ежегодного техосмотра. Таким образом, только в прошлом году и только за “акт технического осмотра” хозяева ТОО “Дана” выручили не менее полумиллиарда тенге.
В среднем по республике “покупка” техосмотра стоила от 2 до 4 тысяч тенге. То есть в год на “коррупционном рынке” одной-единственной бумажки “крутилось” от десяти до двадцати миллионов долларов…
Взятки в проекте
Как известно, принято решение о передаче контроля обязательного технического осмотра автотранспорта от МВД Министерству транспорта. Теперь его будут проводить специальные станции техобслуживания, принадлежащие частным компаниям. В Минтранскоме подсчитали, что всего по республике придется создать “585 специализированных СТО, каждая из которых сможет обслуживать в день до 16 автомобилей”. Система, как ожидается, начнет работать со следующего года.
Как “специализированные СТО” будут проводить техосмотр? Скорее всего, никак. Потому что это просто невозможно физически. Судите сами: в среднем, по расчетам чиновников Минтранскома, одна станция будет обслуживать 16 авто в день. То есть за 264 рабочих дня на станциях пройдут проверку (теоретически) 2,6 миллиона авто. Уже сегодня в Казахстане имеется 3,1 миллиона единиц автотранспорта, в том числе около 100 тысяч автобусов. А общественный транспорт по закону обязан проходить техосмотр четырежды в год…
Продолжительность процедуры осмотра не должна превышать 30 минут – так написано в проекте новых правил. За это время механик (обязательно с высшим и средним специальным профильным образованием) обязан проверить: тормозную систему (5 пунктов), рулевое управление (3 характеристики), обзорность (5 пунктов), световые приборы (13 показателей), колеса и подвеску (4 пункта), шасси и раму (16 показателей), системы безопасности (10 пунктов). А еще авто надо проверить на шум, токсичность выхлопа, утечку жидкостей и отсутствие радиопомех (?!).
Любой человек, хоть немного знающий об устройстве современных авто, согласится, что для качественного выполнения описанных выше операций требуются не минуты, а часы, а то и дни.
Может быть, этого не понимают чиновники из Минтранскома и Комитета дорожной полиции МВД, заложившие эти требования в новую схему техосмотра? Хотя по долгу службы эти люди знакомы с техникой лучше других. Но, судя по всему, они также неплохо разбираются и в технологиях создания заведомо невыполнимых и поэтому коррупционных схем. Все предусмотрено: на “спецСТО” всегда будут очереди. Люди будут сами, добровольно, совать взятки “посредникам”, лишь бы не терять время. Очередное частное ТОО будет делать деньги, ничего, по сути, не делая. Вас это устраивает?
Вопрос Премьер-министру Кариму МАСИМОВУ, министру транспорта Берику КАМАЛИЕВУ, председателю Комитета дорожной полиции Кайрату ТЫНЫБЕКОВУ:
Если не получается придумать схему прохождения технического осмотра автомобилей без коррупции и взяток, то не проще ли его полностью отменить?