Президент позже озвучит ужасающие цифры. Оказывается, только на Алматы напали 20 тысяч боевиков. Они нагло разбивали витрины магазинов и выносили всё – вплоть до туалетной бумаги. Что это? Натуральный грабеж?! Кого грабим, граждане? Тех, кто пытается работать и честно зарабатывать, стоя за прилавком по 12–14 часов? Кто продавал товар, взятый под реализацию, и теперь всё потерял? Мой город в огне. Больно на него смотреть. Не страшно, а именно больно.
В Алматы 5 января закрылись магазины, не работали банкоматы, встали автозаправки. Ни бензина, ни солярки, ни автогаза.
В дворовых лавках цена булки хлеба доходила до 800 тенге против прежних 100. Кто-то из недобросовестных предпринимателей решил нажиться на горе и поймать свою выгоду.
6 января за лук и картошку люди уже лезли в драку. На моих глазах мешок картошки у небольшого овощного ларька разобрали за несколько минут. Ни моркови, ни свёклы, ни огурцов в продаже. Один виноград да ананасы на полках остались. Всё размели, даже оставшиеся после празднования Нового года завядшие мандарины раскупили. В тандырных в одни руки отпускали только по 2 лепешки. Еле успевали их из печи доставать. Километровые очереди выстраивались.
– Зато смертную казнь даже за терроризм и особо тяжкие преступления отменили, – бубнили в очередях расстроенные алматинцы. – Вот и бесчинствуют воинствующие хулиганы и банды международных террористов. Мародеры кругом. Им бы только убивать и грабить. Вседозволенность правит бал. Когда уже всё это закончится?..
Силы ОДКБ прибыли в Казахстан вовремя
Помощь от ОДКБ пришла вовремя. В ночь с 5 на 6 января в столицу прилетел первый борт со спецназовцами из России. Следом еще 5 самолетов приземлились в Алматы.
Позже, передвигаясь по городу, бойцов ОДКБ в боевых порядках мы не заметили. Они выставлены лишь на усиление по охране особо важных гособъектов и в боестолкновениях участия не принимают.
На "Алтын Орде" сразу начались зачистки. Автоматные очереди слышались в районе улицы Саина.
Взрывы гранат, сухие щелчки пистолетных выстрелов. Канонада и зарево пожаров в центре города – как в годы войны. Детям тревожно. Забились по углам. Интернета нет, гаджеты без него – просто телефонная трубка. Известие о продлении каникул до 17 января особой радости у школьников не вызвало. Еще новый вирус "омикрон" объявился в Алматы – 8 человек выявили с этим заболеванием. А две больницы, в том числе клиника № 7 в Калкамане, какое-то время были заблокированы террористами. Машины скорой помощи останавливали, досматривали, кого везут. Если полицейских, то их выбрасывали из автомобилей и добивали, а врачей в больницу не пускали. Вандализм и мракобесие царствовали в моем городе.
На улицах Алматы неизвестные стреляют прямо из проезжающих автомобилей. Всё – как в каком-то фантастическом боевике. Но это не кино, а жизнь, и ее нельзя отмотать назад.
7 января. В южной столице по-прежнему ни бензина, ни хлеба. Лепешки, по 2 штуки на руки, отпускают кое-где в частных магазинчиках. Нашли АЗС в районе Утепова – Каблукова. В бак заливают по 20 литров. Очереди и ругань. Наглые водители на крузаках с блатными номерами лезут к колонкам без очереди. Приходится выходить и наводить порядок зычным голосом. Тут по телефону главному менеджеру заправки поступает команда от шефа: "Отпускать горючее без ограничения". Значит, хотят избавиться от всех запасов до темноты, чтобы в случае нападения боевиков станцию не взорвали. Лучше стоять с пустыми хранилищами, чем лишиться всего. Те, кто стоит в конце очереди, еще не знают, что никакого лимита на бензин нет и им горючего может не хватить. Печально, но факт.
Пока стояли в очереди за бензином, водитель по имени Куат дал интервью "Каравану". Говорит, что удивлен и расстроен, почему военные не применили оружие на поражение в самом начале налетов на магазины и допустили погромы. По его мнению, если бы меры со стороны Нацгвардии и полицейских были приняты соответствующие, то и массовых случаев мародерства можно было бы, скорее всего, избежать.
– По законам военного времени стреляли бы в тех, кто грабит, – говорит Куат, – и тогда другим бандитам был бы железобетонный пример сидеть по домам и не рыпаться. Посмотрите на сохраненные в памяти гаджетов видеофрагменты, заснятые на обычный мобильный телефон. Кругом происходили стихийные драки, в которых гражданские люди почему-то избивали военных. Расправлялись с ними. Стыдно смотреть на всё это. Или наши силовики только на учениях могут действовать показательно красиво?
Почему со стороны профессионалов в погонах последовал такой слабый отпор в самом начале беспорядков в городе? Надо было сразу открывать огонь на поражение и защищать мирных граждан и их имущество.
В районе Кордая задержали же две машины, доверху набитые оружием и электронной техникой. Значит, готовились сюда ехать издалека и воровать, воровать, воровать. А у нас демократию развели. Отсутствие боязни быть арестованными за грабеж и расстрелянными двигает толпой. Потому она, эта толпа, и бесчинствует.
8 января. Задержаны председатель КНБ Карим МАСИМОВ и ряд других высокопоставленных сотрудников. Конкретные фамилии пока неизвестны, но их всех обвиняют в государственной измене (!). Масимов – изменник Родины? Он же премьер-министром был. И потом занял самую что ни на есть ключевую должность в КНБ, которая позволяла знать обо всем и в стране, и далеко за рубежом. Спал на своем посту? Очевидцы рассказывают, что, когда все началось, все дороги в город были открыты – шлагбаумы на платных трассах подняты. Потому боевики и нагрянули сюда сотнями, если не сказать, тысячами.
9 января. В квадрате улиц Навои – Жандосова – Гагарина – Каблукова, особенно в районе новостроек РАМС, всю ночь грохотала стрельба. Под моими окнами проезжали грузовики с военными. Автоматы у них были наготове для ответного огня. Сухие щелчки пистолетных выстрелов раздавались где-то в частном секторе. Там же какое-то время слышались женский плач, лай дворовых собак, мат и ругань. Район стройки освещали мощные прожекторы. Антитеррористическая операция идет полным ходом. Зачистка по всему городу и его окраинам. В Каскелене тоже было неспокойно, Алматинская область в блокпостах, въезд и выезд контролируются.
На заправках всё еще огромные очереди. Базарчики начинают работать, люди постепенно выходят пополнить запасы продовольствия. Но только днем.
На оптовке перебои с молоком, зато есть мясо. Цены заметно подскочили.
Нам всем останется только уроки извлекать из всего пережитого. Ясно одно: лучше от того, что люди выходят на улицу митинговать, не стало. Хотели автогаз по 50 тенге – получили многомиллиардные убытки и хаос по всей стране. Чуть до госпереворота не домитинговались.