Когда в Астану придет газ и зачем - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Когда в Астану придет газ и зачем

Когда в Астану придет газ и зачем

С тех пор, как Нурсултан НАЗАРБАЕВ поручил газифицировать Астану, прошло полгода. Что изменилось за это время и когда голубая мечта миллионов казахстанцев сбудется? Да и вообще стоит ли игра свеч? Мы тщательно изучили имеющуюся информацию и обсудили вопрос с экспертами.

  • 13 Сентября 2018
  • 4135
Фото - Caravan.kz

Цель обеспечить столицу голубым топливом за долгие годы, казалось бы, стала уже "голубой мечтой" как граждан, так и отдельных бизнесменов и политиков. Таковой она бы, наверное, и осталась, если бы в дискуссию не вмешался Президент. В начале марта Нурсултан Назарбаев в своем обращении "Пять социальных инициатив" поручил газифицировать Астану, а вместе с ней – почти весь Центральный и Северный Казахстан.

Было решено, что газ в столицу придет с юга: от газопровода "Бейнеу – Бозой – Шымкент" протянется магистральная ветка "Сарыарка".

Деньги и сроки

Строительство газопровода во все времена и во всех странах было достаточно дорогим мероприятием, а в Казахстане с его огромными территориями и низкой плотностью населения и подавно. Так, магистральный газопровод (МГП) "Сарыарка" просчитывался еще в 2016 году. Согласно тем расчетам (с тем курсом доллара), только первый этап – прокладка трубы 1 081 километр и диаметром 820 миллиметров по маршруту Кызылорда – Жезказган – Караганда – Астана будет стоить 267,3 миллиарда тенге. В два раза больше потребуется на строительство распределительных сетей. Оптимистичный настрой: газовики претворяют в жизнь свои планы

Второй этап, запланированный на 2020–2023 годы, потребует чуть более 48 миллиардов тенге. За эти деньги 276 километров трубы диаметром 630 миллиметров дотянут до Кокшетау, попутно обеспечив газом курорт Боровое. На третьем этапе, который запланирован до 2025 года, будет газифицирован Петропавловск и населенные пункты до него от Кокшетау. Будет проложено еще 177 километров трубы диаметром 430 миллиметров. Стоить это будет почти 19 миллиардов тенге.

Заключительный четвертый этап предполагает строительство двух компрессорных станций – "Жезказган" и "Темиртау" – в 2028–2031 годах. Это нужно для того, чтобы увеличить пропускную способность МГП до трех миллиардов кубометров газа в год.

Таким образом, через десять лет благодаря строительству газопровода "Сарыарка" голубое топливо придет в дома 2,7 миллиона казахстанцев.

– Участниками проектной компании строительства первого этапа магистрального газопровода "Сарыарка" выступят ФНБ "Самрук-Казына" и НУХ "Байтерек". Из общей стоимости первого этапа собственные средства участников проекта составят более 80 миллиардов тенге, – на заседании политсовета партии "Нур Отан" в начале этого лета рассказывал о том, где деньги на газификацию Астаны, заместитель премьер-министра РК Ерболат ДОСАЕВ.

При этом, по словам Ерболата Аскарбековича, более 100 миллиардов тенге в кредит планируется привлечь через Банк развития Казахстана и Евразийский банк развития, а 85 миллиардов – через международные финансовые организации или ЕНПФ.

Предполагалось, что масштабная стройка начнется уже в июле, но на дворе август, а соответствующих новостей нет.

– АО "КазТрансГаз" проектно-сметную документацию сдало на государственную экспертизу, надеемся, что до конца этого месяца ПСД будет утверждена, и тогда мы будем четко знать стоимость строительства этого газопровода, и можно будет начинать конкурсные процедуры, а еще через месяц – начать строительство, –  рассказал нам министр энергетики РК Канат БОЗУМБАЕВ.

При этом он нас заверил, что на окончательные сроки строительства заминка на старте повлиять не должна.

Ориентация "Север", в которую никто не поверил

Проект "Сарыарка" это далеко не первая попытка обеспечить газом Астану. В 2013 году, когда о необходимости газификации Астаны Нурсултан Назарбаев заявил впервые, просчитывался еще один магистральный газопровод "Запад – Север – Центр" по маршруту Карталы – Тобыл – Кокшетау – Астана. Газ по этому проекту предполагалось использовать преимущественно российский. Были разработаны технико-экономическое обоснование и ПСД на данный газопровод. Только на эту работу было затрачено 5 миллиардов тенге.

При этом сама магистраль обещала стоить чуть более 200 миллиардов тенге. Из-за дороговизны проект заморозили. Попутно начали просчитывать южное направление, которое в итоге и решено реализовать сейчас.

При сопоставимой стоимости МГП "Сарыарка" обеспечивает больший охват газом населения, и, что тоже важно, спроектирован под отечественный газ. Именно он, к слову, скорее всего и сделал весь проект газификации Астаны реальным.

– Когда появилась возможность добывать морскую нефть, тогда-то и стало понятно, что идущий попутно с этой нефтью газ сможет увеличить общий объем настолько, чтобы была возможность газифицировать центр и север страны. Грубо говоря, на первых порах на Кашагане мы получили 2 миллиона кубов нефти и 1 миллиард газа. Если это соотношение будет сохранено, то это будет просто замечательно для газовой отрасли страны, – говорит профессор Института экономики МОН РК Олег ЕГОРОВ.

Это, уверен эксперт, поможет попутно навести порядок на нефтегазовых месторождениях. Сейчас огромное количество газа сжигается в факелах месторождений, а это негуманно как по отношению к экологии, так и к гражданам, которые вынуждены топить свои дома углем.

Третий путь, который тоже завел в тупик

Сейчас газ в Астане используется, но привозной сжиженный. По сути, это третий проект газификации Астаны, частично реализованный.

– Газификация новых регионов (северные и восточные регионы) Казахстана сетевым газом сталкивается как с длительными сроками строительства магистральных газопроводов (2–3 года) и распределительных сетей (до 10 лет), так и с отсутствием действующих потребителей товарного газа в регионе. В этой связи для создания рынков товарного газа в негазифицированных регионах целесообразно применять технологию сжижения природного газа, – говорилось в концепции развития газового сектора страны до 2030 года от 2014 года.

В рамках именно этой концепции частная компания в 2017 году запустила первую станцию регазификации сжиженного газа "Туран".

Благодаря этой станции в минувшем отопительном сезоне на газовое отопление перешли АО "Назарбаев Университет", АО "НК "Казакстан Ғарыш Сапары", с 3 апреля 2018 г. началась поставка газа в котельную РГУ "Национальный университет обороны имени Первого Президента Республики Казахстан – Лидера нации".

– Перевод отопительных котельных только этих трех объектов с дизельного топлива на природный газ позволил сократить эмиссию вредных веществ на 23 тонны и существенно сэкономить бюджетные деньги в размере 700 миллионов тенге, – уверяет директор ТОО "Global Gas Group" Панает САУЛИДИ.

Бизнесмен предполагал, что уже в этом году на газ перейдут все крупные объекты по проспекту Туран, а это спорткомплексы и ледовые дворцы, объекты медицинского кластера. Вкупе они могли бы за сезон сэкономить городской казне более 2 миллиардов тенге. Но столичный акимат до сих пор волокитит свое же собственное решение.

Панает Саулиди подозревает, что чиновники отказались от их проекта в ожидании магистрального газопровода. Это, уверяет бизнесмен, не то чтобы очень плохо: у его компании есть другие перспективные регионы развития – Павлодарская область, Акмолинская и другие.

Но напоминает: строительство газопровода – процесс небыстрый. И даже если республика построит в срок магистральную ветку, строительство разводящих внутригородских систем может затянуться на очень длительный срок.

Почем газ для народа?

Самый сложный вопрос, который не дает покоя и экспертам, и населению, это стоимость голубого топлива. В Казахстане на газ в разных регионах действуют разные тарифы. Что касается Астаны, то еще в марте Канат Бозумбаев называл цифру 47–50 тенге за кубометр. Это дороже, чем где бы то ни было в других регионах Казахстана.

Плюс, если говорить о частном секторе, каждому домовладельцу придется выложить по 300–500 тысяч тенге за подключение к "трубе". Конечно же, в разовом порядке.

Но стоит ли в таком случае игра свеч? Как уверены в правительстве, да. Газ – это не просто удобно, это гораздо экологичнее, нежели твердое топливо. В последние годы, как только в Астане зимой снижается скорость ветра, город накрывает смог от печных труб частного сектора. Перевод отопления на метан позволит снизить выбросы вредных соединений в атмосферу в 6 раз, или на 35 тысяч тонн. Хорошо бы без угля!

По сути, в первую очередь ради экологии и затевается весь проект. Потому что уже сейчас Астана, славящаяся своими ветрами, периодически задыхается от смога. А что будет дальше, когда город вырастет? И почему от этой же проблемы должны страдать карагандинцы или жители районов Акмолинской области?

Поэтому в минэнерго постоянно подчеркивают: МГП "Сарыарка" – проект прежде всего социальный.

При этом полностью отказываться от угля столица не будет. Так, на газ будут переведены только водонагревательные котлы всех ТЭЦ, а вот остальные мощности будут работать по-старому, дабы не спровоцировать существенный рост тарифов на коммунальные услуги для населения.