Из столицы плохо видно, что нужно, к примеру, в селе Мендыкаринского района Костанайской области. Решено было совершенствовать механизмы местного самоуправления. Они подразумевают усиление роли маслихатов, общественных советов и ревизионных комиссий и предоставление селам собственного бюджета, который теперь принято называть “четвертым уровнем”.
С 1 января 2018 года на самоуправление перешли все сельские округа с численностью населения более 2 000 человек. С 1 января 2020 года к ним присоединятся и остальные.
Но пока чуда не случилось. Де-юре – местная власть, а тем более – органы местного самоуправления, должны стать основной инстанцией недовольных сельчан, де-факто – по-прежнему многие пишут возмущенные письма в министерства, прокуратуру и Президенту.
– Если все хорошо прописано в правоустанавливающих документах, то почему же люди по-прежнему обращаются за помощью в центр, ищут справедливости и защиты в столице? – задается резонным вопросом председатель сената РК Дарига НАЗАРБАЕВА.
Как отмечает спикер верхней палаты парламента, 95 процентов сельских округов являются дотационными и финансируются за счет трансфертов из вышестоящих бюджетов, а это более чем 97,5 миллиарда тенге ежегодно.
– А появилось ли больше рабочих мест? Или эти деньги пошли на латание дыр? Почему где-то строятся многоквартирные дома, на которые нет спроса у людей, но в тех же областях есть работающие в три смены школы, – недоумевает она.
Программу обеспечения питьевой водой Дарига Назарбаева и вовсе сравнила с Бермудским треугольником, где бесследно исчезли уже более 500 миллиардов тенге. Тут, конечно, можно вводить хештеги #кудасмотритакимат и #кудасмотритмаслихат, но проблема, как считают сенаторы, куда глубже.
Имеющий глаза – да увидит
Как рассказал министр национальной экономики РК Руслан ДАЛЕНОВ, доходы четвертого уровня бюджета в прошлом году составили 129 миллиардов тенге, 75 процентов суммы – это трансферты из вышестоящих бюджетов, еще 32 миллиарда тенге акиматы собрали в виде налогов. Основная статья расходов органов местного самоуправления – это дошкольное образование. На него приходится 44 процента всех трат. 23 процента уходит на административные расходы и по 14 и 8 процентов соответственно на благоустройство и ремонт дорог.
При этом, как рассказала глава Счетного комитета РК Наталья ГОДУНОВА, только за прошлый год комиссиями были выявлены финансовые нарушения на 315 миллиардов тенге.
– В 2016 году они были выведены из структуры маслихатов и стали самостоятельными госорганами, не подчиненными местным органам власти. И это правильно, потому что абсолютно все управления акимата и большинство депутатов маслихата, среди которых есть директора вузов, колледжей и школ, заведующие поликлиниками, представители бизнеса, получающие от государства субсидии и иные меры поддержки, являются объектами госаудита. То есть существовал конфликт интересов, – рассказывает Наталья Годунова. Один день из жизни районного акима
При этом финансируются ревизионные комиссии из местных бюджетов. И, как отмечает Наталья Годунова, акиматы не спешат тратиться на повышение квалификации своих аудиторов. И это очень плохо. Во всех регионах проектно-сметная документация, как отмечает председатель Счетного комитета, завышена на 15–30 процентов. Будь аудиторы более грамотными, они могли бы перенаправить деньги на другие нужды региона.
Впрочем, с финансовой грамотностью самих сотрудников акиматов тоже не все хорошо.
– Проверки свидетельствуют о слабой подготовке финансовых кадров акиматов сельских округов. Следствием этого являются финансовые нарушения даже в таких, казалось бы, простых вопросах, как начисление заработных плат, отпускных и командировочных расходов, – говорит Наталья Годунова.
Между знанием и харизмой
Опасаются, что на местах с формированием бюджета могут просто не справиться и в министерстве национальной экономики. В качестве решения проблемы Руслан Даленов предлагает расширить программу “С дипломом в село”. Учителя, врачи и деятели культуры, конечно, в глубинке нужны. Но без талантливых управленцев там тоже не справиться. Спикер сената идею министра поддержала. Но в то же время, как уверена Дарига Назарбаева, в регионах надо больше внимания уделять общественным советам. Именно их она считает недооцененной пока кузницей кадров для акиматов и маслихатов.
В то же время сенатор, председатель РОО “Объединение депутатов маслихатов Казахстана”, Тулеубек МУКАШЕВ считает, что депутатам маслихата не хватает харизмы.
– Эффективность работы органов местного самоуправления зависит от работы людей, руководящих этими органами. Правление должно быть результативным и нацеленным на будущее. Нам нужны депутаты, которые могут взять на себя ответственность, инициативные, которые смогут повести за собой людей и решить поставленную задачу нестандартными методами, – говорит он.
В качестве варианта решения проблемы сенаторы предлагают предусмотреть для местных депутатов возможность обучения в академии госуправления, а также рассмотреть вопрос повышения зарплат секретарей маслихатов.
– Роль маслихатов будет с каждым годом расти и вопрос контроля и эффективного использования денег на сегодняшний день ключевой. Именно на маслихаты мы возлагаем большие надежды, потому что там работают люди, которые должны защищать интересы простых людей. На этом разве можно экономить? Если посчитать, сколько мы теряем на всех этих проблемах и во сколько обойдется увеличение зарплаты небольшому аппарату маслихата, то там совсем несопоставимые суммы, – считает Дарига Назарбаева. Сельская глушь: как и чем живут жители отдаленных аулов
По сусекам поскребли…
Впрочем, есть у идеи самостоятельности на местах и позитивные результаты. Так, с вводом самоуправления налогов на местах стали собирать на 7 миллиардов больше. Рост связан с тем, что акиматы стали активнее выявлять незарегистрированное имущество, которое ранее налогами не облагалось.
– Серьезным стимулом стало упрощение процедуры госзакупок. Раньше в пределах 100 МРП можно было проводить госзакупки из одного источника без правил, теперь эта сумма поднята до 3 тысяч МРП, что дает самостоятельность. Главное, что в пределах этой суммы можно нанимать предпринимателей со своего же региона, стимулировать свою региональную экономику, – подчеркнул Руслан Даленов.
НУР-СУЛТАН