Когда у нас будут хорошие дороги? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Когда у нас будут хорошие дороги?

Когда у нас будут хорошие дороги?

Всему миру известно, что темпы экономического роста любого государства напрямую зависят от того, насколько развита его инфраструктура.

  • 27 Ноября 2006
  • 1160
Фото - Caravan.kz

А, принимая во внимание состояние казахстанских дорог, можно говорить, что у республики есть серьезное препятствие для дальнейшего экономического развития.
Пусть в последнее время дороги в Казахстане и стали приобретать более-менее цивилизованный вид, но по странному стечению обстоятельств поддерживаются в хорошем состоянии только так называемые «правительственные трассы», за которыми осуществляется надлежащий уход и контроль за их состоянием.
В то время как другие дороги, вернее их состояние, оставляют желать лучшего.
И многие автолюбители задаются вопросом — неужели все наши «дорожные» налоги, собираемые на регулярной основе, идут на поддержание только правительственных трасс, ведь в налоговом комитете не говорят, что налоги водители уплачивают для правительственных трасс?
Да и дорожные организации, призванные производить ремонтные работы на казахстанских дорогах, также довольно часто нечисты на руку.
В данном случае речь пойдет по нескольким объектам, а именно по трассе Алматы — Бишкек и международных трасс Самара — Шымкент, и Астана — Костанай — Челябинск.
Так, Счетный комитет Казахстана выявил нарушения на сумму свыше 19 млрд. тенге в ходе реконструкции автодорог республики.
При этом на начальной стадии — «определение победителей» тендеров были выявлены нарушения процедур проведения госзакупок на сумму 3 751,1 млн. тенге, бухучета — 5 005,3 млн. тенге.
Но это еще цветочки, так как на конечной стадии — «выполнение работ» Счетным комитетом Казахстана были выявлены и иные недостатки.
Так по информации информационного агентства «Kazakhstan Today» были выявлены нарушения на общую сумму 10 275,1 млн. тнг., в том числе:
— нецелевое использование бюджетных средств в сумме 2 399,9 млн. тенге;
— необоснованное использование бюджетных средств в сумме 6 913,6 млн. тенге;
— факты неэффективного использования — 961,9 млн. тенге;
— оплата за некачественно выполненные отдельные виды работ по реконструкции и реабилитации дорог на сумму в пределах 400 млн. тенге.

Как следствие этого страдает качество дорог, а за ним и снижается безопасность.
И одной из основных причин увеличения аварий является несоответствие параметров дорог и скорости транспортного потока.
Так, на некоторых реконструированных участках дороги легковые автомашины развивают скорость до 160-180 км/час, тогда как радиусы закругления заложены на расчетную скорость 80-100 км/час.
Интересная ситуация складывается и с реализацией программы развития автодорожной отрасли на 2001-2005 годы. Так, за 2001 — 2004 годы автодорожной отрасли из республиканского бюджета было выделено 144,9 млрд. тенге, из которых освоено только 129,8 млрд. тенге, что составляет 89,6% от выделенных средств.
Достаточно отметить, что всего по результатам прокурорской проверки только за 2005 год было возбуждено порядка 17 уголовных дел, 35 лиц привлечены к административной ответственности, в суд направлены 6 исков о взыскании в пользу государства более 60 млн. тенге ущерба.
Недавно были выявлены и новые виды нарушений после начала эксплуатации дорог, построенных на выделенные в соответствии с Программой развития автодорожной отрасли на 2001-2005 годы бюджетные средства.
В данном случае вырисовывается следующая картина нарушений:
— хищение денежных средств;
— некачественное строительство и реконструкции автодорог;
— отвлечение денежных средств на другие объекты;
— привлечение субподрядчиков, являющихся лжепредпринимателями;
— осуществление субподрядчиками деятельности без соответствующей лицензии;
— нарушение процедур государственных закупок при проведении конкурсов на ремонт дорог и др.

Присутствуют также и нарушения при проведении тендеров по выбору генеральных подрядчиков на строительство и ремонт автодорог.
Победителями зачастую признаются предприятия, не имеющие технических возможностей выполнения работ, что приводит к созданию своеобразных цепочек субподрядчиков.
Конечно, в создании аварийных ситуаций и человеческих жертвах на автодорогах принято винить водителей автомобилей, а в последнее время это внимание акцентировалось на водителях праворульных автомашин.
Но может быть сперва стоит разобраться с качеством дорог и с чистоплотностью чиновников, которые должны данным процессом заниматься, а уж потом рассуждать о преимуществах того или иного транспортного средства?