Путешествие на поезде по Казахстану из одной точки страны в другую превращается в очень долгий путь. Поэтому неудивительно, что пассажиры даже на короткое расстояние становятся самыми близкими людьми, сопереживая проблемам соседа по купе за чашкой чая. Всех попутчиков в дороге объединяет человек, тонко чувствующий настроение своих подопечных, чтобы в вагоне было атмосферно.
Наша героиня выбрала профессию проводника по зову сердца. Прежде чем прийти на железную дорогу, Меруерт КОРАБАЕВА сменила множество профессий: и продавцом работала, и в школе.
А потом однажды села в поезд пассажиркой и поняла, что это ее предназначение, что хотела бы так ездить всю жизнь.
– Помню свои первые рейсы в Москву. Такая счастливая была, так хотелось для пассажиров уют, как дома, сделать, что я даже полы в вагоне без швабры мыла. Мне казалось, что так чище. Старший проводник все время за это ругал, потому что мало ли какие болячки можно так подцепить. Родные все время спрашивали, как Москва, как Санкт-Петербург? Мне, конечно, и Москва, и Санкт-Петербург очень нравятся. Но вот по-особенному сердце бьется, только когда к Караганде подъезжаем. Это мой родной город, и для меня он самый красивый, самый лучший. И до сих пор так. Даже вокзалы – в Костанае красивый, в Павлодаре, в Нур-Султане… А мне все равно наш, карагандинский, больше всех нравится, – признается Меруерт Корабаева.
На железной дороге наша героиня трудится уже 15 лет и не думает менять свою профессию. Последние годы она работает начальником поезда и гордится своим выбором, хотя уж очень много ответственности и обязанностей.
Перед выездом в рейс надо многое успеть сделать: проверить, как подготовили состав, какое качество уборки в вагонах, есть ли аптечка, проконтролировать, как проходит процесс приемки вагонов, проверить качество постельного белья и еще многое другое.
“Привет, я родилась!”
Так получилось, что в сентябре прошлого года, находясь в очередном рейсе, Корабаева принимала роды у пассажирки поезда “Кызылорда – Нур-Султан”, и сразу она стала народной знаменитостью. От приятных воспоминаний о событии прошлого года лицо нашей героини словно становится еще светлее, она улыбается, заново переживая все те минуты радости и счастья.
Скачки давления, резкое повышение температуры, обострение хронических болячек – всё это, как признается Меруерт Орынбековна, случается с пассажирами в дороге достаточно часто.
Поэтому порядок действий в таких ситуациях каждый проводник знает не хуже, чем таблицу умножения: оказать первичную медицинскую помощь, вызвать скорую помощь на ближайшую станцию и, если ситуация серьезная, поискать медиков среди других пассажиров.
Вот и тогда, когда проводник шестого вагона прибежал к Меруерт со словами: “У меня там девушка рожает”, – она приняла сразу все необходимые меры и действовала в строгом соответствии с инструкцией. По счастью, в ее поезде оказались акушерка и еще несколько пассажиров-медиков, которые помогали вместе принимать роды у молодой женщины.
– Я сама мать троих детей, и, когда дочка старшая рожала, я ее партнером на родах была. Так что, в принципе, знаю, что это такое. Но все равно – одно дело, когда роды идут в больнице, а совсем другое – в вагоне. Он же постоянно трясется! Так что все время, пока у Гульнур (так зовут родившую в поезде женщину. – Прим. авт.) были схватки, молилась Аллаху, чтобы все хорошо прошло, чтобы ребеночек без осложнений вышел. И даже потом, когда их уже медики на станции Шу забрали, я долго не могла успокоиться.
Выдохнула немного, когда узнала, что их на третий день после родов из больницы выписали, обрадовалась: значит, всё хорошо!
До сих пор с Гульнур созваниваемся, она мне рассказывает про себя и малышку. Я с первой же зарплаты после того случая для маленькой Меруерт сережки купила, правда, до сих пор встретиться с ними не могу, чтобы отдать, – рассказывает Меруерт Корабаева. Эх, прокачу!
По заветам коучей
Вообще, как признается женщина, в дороге надо быть готовым ко всему. И, к счастью, проблемы со здоровьем у пассажиров случаются не так часто, но бывает, что сложности доставляют абсолютно здоровые граждане.
– Конечно, в дороге всякое бывает, разные истории – хорошие и не очень. Но мы учимся, нас постоянно отправляют на различные курсы для повышения квалификации, где обучают справляться с негативом, как правильно себя вести с пассажирами в той или иной ситуации. Совсем недавно я была на одном тренинге, там нам говорили о том, как выходить из конфликтов.
Тренер рассказал про правило “трех П”: послушай, пойми, помоги.
То есть, если кто-то недоволен чем-то, не надо перед ним сразу оправдываться, говорить, что он что-то недопонял. Надо его выслушать спокойно, понять, чем именно он недоволен, и, если можешь – исправь ситуацию. Я уже несколько раз пробовала – действительно работает! – говорит Меруерт Корабаева. – Мне особенно по душе новые корпоративные ценности “БЛАГО” (безопасность, лидерство, амбиции, гордость, ответственность), которые внедряются в АО “НК “ҚТЖ” в 2020 году.
За свой профессионализм и отличную работу Меруерт в декабре прошлого года получила почетную грамоту АО “ФНБ “Самрук-Қазына” и по итогам народного голосования стала победителем номинации “Храброе сердце” Казахстанской национальной премии “Халықтың сүйіктісі – Народный любимец”, что стало для нее полным сюрпризом.
Работают проводники целыми неделями, а потом столько же отдыхают.
На этой неделе поездная бригада во главе с Меруерт снова поедет в рейс и снова будет встречать и провожать своих пассажиров на станциях, оберегать их покой и сон. А уже через неделю она вернется домой к мужу и шестилетней младшей дочери. Семья уже привыкла к такому графику, ведь главное – что маме нравится ее беспокойная и ответственная работа.
НУР‑СУЛТАН