Как известно, ЕАЭС заработал 1 января 2015 года. Однако до настоящего времени новый интеграционный союз не вошел в полную силу. Виной тому и различия в законодательстве государств – участников объединения, и несогласованность политики. При этом прошедший саммит показал, что оптимизм в отношении будущего ЕАЭС разделяют далеко не все главы государств.
Казахстанский лидер отмечает, что, несмотря на экономические сложности и небольшой срок существования, можно утверждать, что ЕАЭС состоялся как полноценное интеграционное объединение.
О том же говорит и Владимир Путин: “Многого удалось достичь в деле сокращения взаимных барьеров на пути свободного движения товаров, рабочей силы, услуг и капиталов”.
Совсем иной взгляд на ситуацию у президента Белоруссии Александра Лукашенко: “К сожалению, не всё развивается так, как мы планировали. Проблемы еще остаются. Самые острые из них мы сегодня обсудили. Прежде всего, необходимо перевести теоретические наработки в практическую плоскость”. По его мнению, не созданы равные условия для всех государств ЕАЭС и не устранены барьеры, мешающие развитию взаимовыгодной торговли.
Еще больше тревоги у Александра Лукашенко вызывает тот факт, что внутренний торговый оборот упал: “В 2012–2013 годах он был на уровне 65 миллиардов долларов. В 2015 году всего 45. Видимо, не все позиции договора соответствуют современной ситуации в экономике и нашим ожиданиям”.
Что ж, тревоги и беспокойство Александра Лукашенко могут разделить и другие участники ЕАЭС. Однако следует учесть, что и Москва не сразу строилась, и то обстоятельство, что санкции, введенные странами Запада против России, косвенным образом сказалось и на экономике наших государств. Вместе с тем ситуация далеко не так мрачна, как это кажется скептикам и противникам евразийской интеграции. “Чтобы уверенно вести диалог с внешними партнерами, нам сначала необходимо сформировать собственный высокоразвитый рынок. Нужно самим быть сильными и выступать с единых позиций. Тогда легче будет вести диалог с ЕС, КНР и с другими”, – заявил Александр Григорьевич. И, несомненно, прав. Другое дело, что создание такого рынка зависит не только от политической воли лидеров стран ЕАЭС, но и от нас, граждан.
…Неподалеку от моего дома на первых этажах жилых домов расположилась группка магазинов или бутиков. Один из них занимает супружеская пара. Торгуют колбасными и другими изделиями из Белоруссии. Еще каких-то три года назад они снимали угол в подвале. Но с тех пор, как заработал Таможенный союз, а потом появился и ЕАЭС, супруги перебрались из подвала в нормальное помещение. Покупателей хоть отбавляй. И не только благожелательное отношение продавцов привлекает сюда людей. В первую очередь – качество продуктов. Колбасы, сыры и сосиски здесь всегда свежие, несмотря на то что их доставляют из Белоруссии.
Все дело в том, объясняет хозяин, что сегодня не приходится тратить время на таможне. К тому же договоренность о прямых поставках с предприятий позволяет не слишком поднимать цены на продукцию. Вот и весь секрет.
Казалось бы, несложные вещи. Однако почему не спешат воспользоваться ими другие? Все дело, может, в том, что нет согласия как в верхах, так и в низах? Ведь главное, ради чего создавался ЕАЭС, это создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала. И если одни, как вышеназванные супруги, сполна пользуются предоставленной возможностью, то другие даже не знают, что можно делать. Лично мне представляется, что верхам иногда полезно узнать, что происходит в низах, и тогда многое станет легче пробивать.
Алматы