Когда простота хуже воровства - Караван
  • $ 482.86
  • 533.17
+9 °C
Алматы
2024 Год
4 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Когда простота хуже воровства

Когда простота хуже воровства

Как сообщил на днях первый заместитель Генерального прокурора Иоган Меркель, в Казахстане разрабатывается законопроект, ужесточающий ответственность за участие в организованных преступных группировках (ОПГ).

  • 2 Июля 2010
  • 1628
Фото - Caravan.kz

Согласно плану законопроектных работ, документ, курируемый МВД, будет внесен в правительство и парламент осенью. Г-н Меркель при этом заявил, что в настоящее время при применении статьи Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за участие в преступной группировке, “возникает масса проблем, потому что эта статья не очень конкретизирована”.

Очередная инициатива властей “в русле борьбы с коррупцией и организованной преступностью” вызывает определенное недоумение. Нельзя сказать, что вопрос о принятии подобного законопроекта особенно актуален, наболел или активно обсуждается в обществе. ОПГ, слава Богу, пока еще не пришли в каждый дом и повседневную жизнь казахстанца. Хотя, конечно, “многочисленные письма трудящихся”, как это водится в таких случаях, при необходимости отыщутся. Но все-таки хочется спросить у инициаторов: “Господа, а что случилось, собственно?”.

Уже давно доподлинно известно, насколько неэффективным является любое ужесточение карательных мер против последствий какого-либо социального явления, без попыток устранения его первопричин. Все прекрасно помнят борьбу с алкоголизмом в СССР и США, знают, как активно воюют с наркоторговлей в странах — главных поставщиках наркотиков, и с продажей контрафактной продукции повсеместно. И все в курсе “результативности” этих мер. Уже несколько лет как наша собственная страна является авангардом противодействия коррупции. Тем не менее, наши встречи с ее проявлениями почему-то никак не становятся реже. Единственное же зримое изменение — то, что в отчетах и рапортах правоохранителей и госорганов теперь появилась обязательная отдельная глава, посвященная ходу неустанной борьбы с мздоимством и злоупотреблениями. Периодически кого-то увольняют или даже привлекают к уголовной ответственности. Как правило, отнюдь не первых руководителей госорганов. Ах, да, еще проводится множество семинаров, конференций и круглых столов, разумеется, международных, соответствующей тематики.

В качестве страны, наиболее беспощадной в поддержании законности и порядка на своей территории, пожалуй, можно назвать Китай. Едва ли не каждый месяц, а то и неделю в сводках новостей проходят сообщения об очередном разоблачении и последующем расстреле группы безответственных товарищей. Причем, порой таким образом “под топор” идут целые руководящие аппараты отдельных компаний и организаций. Тем не менее, тяга представителей, казалось бы, самой законопослушной нации к легкой наживе отчего-то не иссякает.

Можно в этом плане пойти даже дальше нашего южного соседа. К чему, действительно, полумерничать? Обратимся к истории и переймем опыт Чингисхана. Тем более, что некоторые отечественные историки и политики склонны считать его практически казахом и нашим прямым предком. Как известно, в армии великого завоевателя действовал закон, согласно которому в случае провинности одного воина в отряде на казнь отправлялись все 10 его членов. Если в нерадивости на поле боя был замечен отряд — жизни лишали тысячу. И так далее. Правда, при нашей демографической ситуации, боюсь, очень скоро на управление госорганами пришлось бы звать легионеров-менеджеров из-за рубежа. Благо среди них сейчас безработица.

Нынешняя инициатива силовиков странна еще и в свете последовательно вроде бы ведущейся работы по гуманизации казахстанского уголовного законодательства. Иными словами, снижается количество статей УК, предусматривающих наказание в виде лишения свободы за преступления средней и легкой тяжести. Поскольку это соответствует мировой практике. Ну, и в не меньшей степени потому, что отечественная пенитенциарная система явно не справляется с увеличивающимся наплывом заключенных, подвергаясь одновременно постоянной критике международных организаций за несоблюдение цивилизованных норм содержания под стражей. Кроме того, как известно, в Казахстане продолжает действовать мораторий на применение смертной казни как высшей меры наказания.

С одной стороны, ужесточать кару за “масштабные” преступления можно до бесконечности (хотя конечная точка все же существует). Кто вступится за монстров преступного мира? С другой, соглашаясь с неизмеримостью грехов мифологических злодеев, следует заметить, что обычные граждане в своей жизни, как правило, сталкиваются как раз-таки с теми самыми преступными проявлениями мелкой и средней тяжести, на которые у нас решили смотреть сквозь пальцы, и страдают чаще всего от них. Что же получается? Граждане, и так отнюдь не чувствующие себя под титановой защитой закона (у меня лично есть несколько знакомых, подвергшихся элементарному уличному грабежу, когда вокруг не оказывалось ни одной полицейской души, и им приходилось смиряться с бесперспективностью поиска торжества правосудия), оказываются в результате законодательных изменений все больше и больше предоставлены сами себе в защите личных и имущественных интересов.

Даром, что у нас не Штаты, и оборонять свои владения с оружием в руках мы возможности не имеем. Государство же обращает весь свой правоохранительный арсенал против ОПГ и прочих расхитителей. То есть, по сути, в первую очередь, заботится не о нас с вами, а о целостности своей казны и больших денег крупных компаний. Ну и, опять же, решает тем самым проблему перенаселенности “зон”. А то критика эта, международная… К тому же строить новые спецучреждения, соответствующие современным нормам — сколько ж денег надо. Это ведь не торговый центр, не АЗС и даже не производственное предприятие — возврата инвестиций не дождешься.

Да, с причинами зла бороться трудно — гораздо легче объявить об ужесточении, дабы создалось впечатление, что теперь все будет хорошо. Пару громких распиаренных дел по новому УК, и население аплодирует успехам в борьбе с оргпреступностью. Между тем, как ни удивительно, есть страны, которые быстро и эффективно побороли коррупцию и ОПГ, во всяком случае в массовом их проявлении. Причем отнюдь не так называемые старые развитые демократии, а наши недавние соседи по соцлагерю — в частности, Грузия, которая теперь является мировым лидером в этом деле и у которой все учатся. Там сейчас, скажем, невозможно дать взятку дорожному полицейскому. Потребовались только политическая воля и системные, а не декларативные меры.

И еще. Вызывает большую тревогу стремление наших “комиссаров Катани” упростить себе работу по борьбе с ОПГ. Мне вот лично кажется, что правосудие не может быть простым. Юриспруденция вообще, знаете, дело кропотливое. Во всяком случае, в правовых государствах. Ведь при, к сожалению, до сих пор справедливой для наших реалий поговорке “закон что дышло” под угрозой попасть в члены ОПГ может оказаться вся та часть населения, которая ведет любую активную деятельность. Во всяком случае журналистам, для которых дамокловым мечом стала статья об ответственности за ущерб чести, достоинству и деловой репутации (каковые тут же обнаружились у всех госорганов и чиновников поголовно), это хорошо известно.

В последний раз термин ОПГ в нашей стране часто звучал в отношении бывшего менеджмента одного из системообразующих банков. Я работающего в нем знакомого в шутку стал называть “членом ОПГ”, хотя никакого отношения к финансам тот не имел, осуществляя чисто технические функции. Со знакомым, к счастью, все ОК. Возможно, ему просто повезло не подпасть под “упрощенное” законодательство…

Источник: еженедельник «Панорама»