Когда лекарство хуже болезни - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+19 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Когда лекарство хуже болезни

Когда лекарство хуже болезни

Кардинальные перемены в Минздраве страны, предпринятые правительством в последние дни, стали следствием нетерпимого положения, сложившегося в отечественном здравоохранении.

  • 20 Ноября 2008
  • 1511
Фото - Caravan.kz

Как справедливо заметил Президент, государство выделяет колоссальные финансовые средства для медицины, закупает новейшее оборудование для больниц и клиник, различные препараты и лекарства на сотни миллионов тенге, повышает материальное обеспечение медицинских работников, приняло беспрецедентную по масштабам Программу строительства по всей стране более ста новых больниц.
Но весомой отдачи все эти усилия не дают — по-прежнему огромное количество жалоб от населения на врачей. Жалуются на грубость, на безразличие, на некомпетентность медиков, на процветающие во многих медицинских учреждениях вымогательства взяток… Профессия врача в последние годы заметно потеряла значительную часть уважения в обществе — это факт. И, не в последнюю очередь, что для многих эскулапов страдающего, больного человека заслонили интересы материальной выгоды. В общественном мнении сложился уже устойчивый стереотип — без денег получить качественную медицинскую помощь и внимание невозможно.
Общественный фонд «Аман-Саулык», занимающийся вопросами безопасности пациентов в Казахстане, только за десять месяцев этого года и только по Алматы получил 1386 обращений и жалоб пациентов на врачей и медицинских работников больниц Алматы! Это само по себе говорит о многом. И одна из самых распространенных претензий к медикам — их равнодушие, безразличие к человеческим страданиям, а порой и вопиющая некомпетентность людей, берущихся врачевать.
— Положение во многих медицинских учреждениях с профессионализмом медицинских работников оставляет желать много лучшего, — говорит Президент ОФ «Аман-Саулык» Бахыт Туменова. — Мы потеряли целое поколение медиков, во многих учебных медицинских заведениях исчезли опытные коллективы преподавателей, и это сразу сказалось на качестве подготовки медиков. Второе — материальный вопрос, из-за низких зарплат многие хорошие врачи уходят из профессии. А другие озабочены только заработком, им не до пациентов. Зачастую медики не хотят дальше учиться, пополнять свой профессиональный «багаж» новейшими знаниями, работают по-старинке… Такая профессиональная пассивность отбрасывает нашу медицину назад.
Справедливость слов эксперта по медицинской безопасности мне лично доказал один случай. Недавно у моего друга чуть не случилось в семье большое несчастье: его семидесятилетнюю мать доставили в городскую больницу с острым кишечным кровотечением. Причина — прободение язвы, вызванное приемом известного препарата от боли, ибупрофена. Спасибо врачам, которые вовремя разобрались, в чем дело и буквально спасли женщину на операционном столе.
Переменчивую осеннюю погоду плохо переносят люди с заболеваниями суставов. Этими хворями, как правило, страдают пожилые люди. Именно сейчас чаще чем когда-либо можно услышать классическую жалобу всех больных артритами: «Что-то суставы болят, наверно, погода будет меняться». А поясничные боли из-за коварных сквозняков встречаются повсеместно. В такое время начинают принимать обезболивающие лекарства даже те, кто обходился без них. Принял таблетку — и боль как будто отпустила. Но так ли все легко и просто?
Сильные, изматывающие боли в суставах и позвоночнике хорошо известны людям в возрасте ближе к шестидесяти и старше. В этом возрасте трудно найти человека, у которого не было бы болезни, в народе не совсем точно называемой «отложением солей в суставах». Правильное название болезни: остеоартроз — когда поражаются суставы и остеохондроз — когда поражается позвоночник. В их развитии виноваты не столько соли, сколько старение и изнашивание хряща в суставах. С возрастом хрящевые ткани хуже восстанавливаются, и на месте любых травм или повреждений образуются «шрамы». Они деформируют внутрисуставные поверхности, снижается подвижность суставов, возникают воспаление и боль. В таких случаях врачи и назначают обезболивающие и противовоспалительные средства.
К счастью, принимать отдельно таблетки против боли и воспаления не нужно. Эти эффекты сочетаются в «одном флаконе» — в так называемых НПВП (нестероидных противовоспалительных препаратах). Диклофенак, индометацин, пироксикам, ибупрофен — все они ведут свое происхождение от ацетилсалициловой кислоты, или аспирина. Этот препарат, появившийся в самом конце XIX века, пришел на смену салициловой кислоте, помогавшей при заболеваниях суставов, но вызывавшей желудочные язвы и кровотечения. А сейчас для этих целей практически не используют и аспирин — появились более безопасные лекарства.
Но так ли безопасны лекарства, которые с такой легкостью выписывают сегодня нашим старикам врачи? Десять лет назад, еще в 1998 году скрупулезные американцы подсчитали, что эти лекарства обходятся им в 16,5 тысячи смертей в год. Примерно столько же больных в США ежегодно погибают от СПИДа.
Для сравнения: эта смертность в три раза больше, чем от бронхиальной астмы, и почти в четыре раза выше, чем от рака шейки матки у женщин. В чем причина? Данные лекарства хоть и гораздо безопаснее салициловой кислоты, но все равно достаточно часто вызывают серьезные осложнения со стороны желудочно-кишечного тракта — гастриты, язвы, желудочные кровотечения. А прорыв стенки желудка и кровотечение требуют экстренного хирургического лечения и часто заканчиваются фатально.
— К сожалению, в нашей стране точно собрать подобную статистику невозможно, — рассказывает Гульзия Амербаева, врач-хирург Алматинской городской клинической больницы. — Но данные американских коллег кажутся нам реальными. Недавно мы были на научном семинаре в Москве и там приводились следующие данные: в России закончилось исследование более двух тысяч историй болезни пациентов, поступивших в клиники с желудочным кровотечением в 1997-2001 годах. У почти двадцати процентов из них это осложнение было хронологически связано с приемом противовоспалительных препаратов. А среди тех, у кого кровотечение было острым, а значит, и более тяжелым, требующим экстренной помощи (часто хирургической), доля людей, принимавших такие лекарства, была еще выше — примерно тридцать пять процентов. Это значит, что НПВП можно подозревать в каждом третьем случае острого кровотечения из желудочно-кишечного тракта.
— Проблема осложняется еще и тем, что у половины больных первым проявлением повреждающего действия противовоспалительных средств бывают такие опасные для жизни состояния, как кровотечение или прорыв язвы желудка, — подчеркнула Гульзия Амербаева. — Причем осложнения от НПВП часто протекают скрытно, без болей, тошноты, изжоги, без чувства дискомфорта и прочих симптомов, типичных для поражения желудочно-кишечного тракта. Это очень опасно: больной продолжает принимать препарат, осложнение прогрессирует и приводит зачастую к тяжелейшим осложнениям.
Нобелевский лауреат биохимик Джон Вейн, получивший премию за открытие механизма действия аспирина в 1971 году и специалисты нескольких американских и европейских лабораторий разработали лекарства, лишенные этих и многих других осложнений, типичных для НПВП. В чем особенность этих средств? Аспирин и прочие НПВП-средства блокируют циклоокигеназу (ЦОГ). Этот фермент бывает двух типов, и они играют ключевую роль в очень многих процессах в нашем организме. ЦОГ второго типа участвует в развитии воспаления и боли при болезнях суставов. И соответственно ее блокада ослабляет боль и воспаление. А вот угнетение ЦОГ первого типа часто приводит и к нежелательным последствиям — развитию желудочных язв и кровотечений, поражению почек. Новые лекарства избирательно блокируют ЦОГ-2, и соответственно, они лишены этих недостатков.
Сейчас в Казахстане продается первый специфический блокатор ЦОГ-2 целебрекс. Чуть позже появился виокс. Сейчас эти американские препараты в числе самых продаваемых. Ведь больных с заболеваниями суставов миллионы и миллионы. Эти препараты используют не только при остеоартрозе, но и при болях в спине и ряде других заболеваний.
Однако, в отличие от западных стран, в нашем отечестве пока основными средствами для лечения заболеваний суставов остаются старые НПВП. Врачи продолжают действовать «по старинке», выписывая пожилым пациентам все тот же ибупрофен или пироксикам. Конечно, новые лекарства подороже, а наши врачи привыкли выписывать пожилым то, что подешевле, считая, что финансовый вопрос для них главный. Но если бы пенсионерам правильно объяснять преимущества новых лекарств, которые избавляют от боли без угрозы для желудка, то кто знает, что бы они выбрали…
Я специально опросил более двух десятков своих знакомых, в семьях которых есть старики, страдающие болезнями суставов: какие лекарства им выписывают для лечения и снятия болевого синдрома? Результат однозначен — те же, что выписывали и десять, и двадцать лет назад, то есть традиционные лекарства на основе аспирина. Новейшими лекарствами, типа целебрекса, пользовались только два пенсионера. И те узнали о новом препарате только в последнее время, от своего лечащего врача! Недостаток информации в данном случае играет решающую роль, и кто знает, сколько людей пострадали от этого, казалось бы, «мелкого» факта. И из-за врачебной халатности, в первую очередь.
Но это там, на Западе статистика смертей от ошибок медиков открыта для всех, и ее можно использовать хотя бы для осознания масштаба проблемы. У нас такие данные строго засекречены и спрятаны в недрах Минздрава. А уж он-то менее всего склонен дать объективную картину того, сколько людей теряют здоровье или даже умирают по причине неправильного лечения и врачебных ошибок.
Попытки общественного контроля над этим процессом, со стороны того же фонда «Аман-Саулык», международных организаций, пока неэффективны, и реально влиять на ситуацию они не могут. Защита здоровья и жизни пациента наших больниц сегодня, к сожалению, в огромной степени — его личное дело…