На этот раз доктор Комаровский побывал уже в Шымкенте, Алматы, а 30 марта ожидается его встреча в столице Казахстана.
Уже со времен Советского Союза Евгения Олеговича знает каждая мама. Доктор занимается не только вопросами здоровья детей, еще он прекрасный психолог. Его лекции основываются на здравом смысле, а не звучат заученными медицинскими терминами. И плюс в том, что его лекции посещают и папы. К его мнению прислушиваются, его советы помогают, и он всегда готов прийти на помощь.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz пообщался с доктором и понял, что нашему обществу не хватает своего Комаровского…
Удивительно, но наша беседа с медицинских вопросов и вопросов воспитания детей перешла к политической дискуссии: мэтр медицины из Украины, а там на носу президентские выборы. Конечно же, не обошлось и без обсуждения последних событий, происшедших в нашей стране.
Дело в том, что политика прямо или косвенно, но все же влияет на медицину, на социум и особенно на взляды подрастающего поколения. Во время беседы доктор сравнивал Украину и Казахстан по части воспитания детей, законов и системы здравоохранения, вопросы экологии в том числе.
— Евгений Олегович, вы уже не первый раз в Алматы, как вам дышится нашим воздухом?
— Вы знаете, у меня нет возможности оценить степень проблемы, потому что я чаще прилетаю рано-рано утром, когда воздух еще свеж. Конечно, я знаю о проблеме и понимаю, что она реально присутствует, но большинство из нас совершенно не имеют возможности на это влиять. Я только могу подсказать родителям, что делать с детьми, чтобы экологическая проблема была менее актуальна для них, а потом я, как врач, борюсь с последствиями.
— Раз мы уже заговорили о детях… Какова роль отца в жизни и здоровье ребенка?
— Вы знаете, что шансы женщины не овдоветь в 50 лет, зависят от нее, а не от того, какой уровень медицины в стране. Потому что я точно знаю, что среднеказахстанский мужчина не начнет проверять свой уровень холестерина, измерять каждый день артериальное давление и заниматься фитнесом.
Это женщина должна его взять за «шкирку» (за руку) и отвести к врачу. Если бы этот мужчина видел, что его папа следит за своим здоровьем, он бы тогда делал то же самое, но у него нет живого примера и понятия, что жить до 80 лет — это технологии. Я могу научить этому, но мужчины не хотят этого делать. Поэтому моя задача на сегодняшний день — научить казахстанских женщин вырастить первое поколение мужчин, которые станут образцом для своих детей.
С детьми то же самое, потому что большинство детей не знают, каково это, когда, например, папа дал лекарство, папа пошел на родительское собрание и так далее.
Все дети копируют поведение взрослых. Если ребенок не видит своего отца, он понимает совсем другое: что папа чем-то занят, папа зарабатывает деньги, папа занимается чем угодно, только не ребенком. И поэтому, когда ребенок вырастет, особенно если это мальчик, он будет поступать аналогично, потому что он копирует поведение своих родителей.
Задачи цивилизованного общества — объединить интеллект, мораль, этику адекватных людей и вырастить первое поколение женщин, которые заставят мужчин следить за своим здоровьем, и первое поколение мужчин, которые начнут правильно контактировать с детьми.
В нашем современном обществе необходимо задать новый тренд: нужно, чтобы явление "мужчина с ребенком" стало модным, чтобы блогеры показывали себя не как тот мужчина, что красуется перед автомобилем марки Maybach, а как он утром гордо гуляет с коляской.
К сожалению, мы не видим интеллектуального роста. Школы не стали лучше учить, люди не стали больше читать, учителя не стали более богатыми и уважаемыми… И поэтому мы, а я говорю про всех жителей постсоветского пространства, – мы умнее, добрее, моральнее не стали.
— Хотелось бы с вами теперь поговорить о медицине и как она влияет на жизнь социума. Например, в минздраве РК предлагают не допускать в школу непривитых детей. Какая у вас точка зрения на этот счет?
— Когда у вас в каждом дворе будут стоять детские гробики и когда вы каждую неделю будете хоронить детей, погибших от дифтерии, только тогда люди будут спрашивать: «Почему вы не запретили непривитым детям ходить в школу?».
Например, мы же знаем, что пристегиваться ремнем безопасности в автомобиле во время его движения — это закон. Это правила безопасности каждого человека. И при этом никто не говорит, что пристегнутый ремень ограничивает права человека…
Есть закон, которому обязаны подчиняться все, так и здесь. Государство должно установить свои нормы. Для меня прививки — явление однозначно положительное. Считаю, что в этой области идет огромная информационная неадекватная война, в которой прививки стали заложником собственной эффективности. То есть, к примеру, прививка от кори стала настолько эффективной, что люди перестали бояться кори.
В прошлом году, когда в Казахстане была вспышка менингита, я получал огромное количество писем от казахстанцев, и каждое второе письмо было с криком: «Почему нас не прививают?». …Как уберечь ребенка от менингита и других инфекций
Когда стали умирать дети, все сразу полюбили прививки! Неужели надо, чтобы такой ценой давалось понимание в обществе?
Хотя минздрав РК говорил то же самое, что и я, может, лишь менее понятно. Плюс ко всему сработал факт меньшего доверия к властям.
Просто люди знают, что я не продаюсь и я заработал себе положительную репутацию. Когда человек понимает, как работает социальная сеть, к примеру Instagram, и видит там у меня в аккаунте более четырех миллионов подписчиков, он понимает, что я не продаю там таблетки, а делюсь полезной информацией просто так и говорю напрямую, что не надо вакцинироваться от менингита только потому, что от этого заболевания нет вакцины.
— Как вы можете объяснить отказ от прививок из-за религиозных взглядов?
— На эту тему я общался с представителями разных конфессий, итог нашего общения – все за вакцинацию!
Я думаю, что тема вакцинации должна быть вынесена в общественную дискуссию. Как я это вижу: Президент страны должен собрать лидеров духовных конфессий и все вопросы «за» и «против» обсудить. А если кто-то кому-то, к примеру, в мечети скажет, что прививаться нельзя, имам должен вмешаться. И вакцинация должна стать обязательной, и точка.
Скажите мне, в какой религии защита своего ребенка является запретной?
Например, в Израиле есть целый медицинский свод Галаха и медицинские толкователи — галахисты, которые рассказывают людям, что не прививаться — это значит идти против Бога и что правоверные иудеи не имеют права не защитить своего ребенка. Более того, они считают, что отец ответствен за вакцинацию своих детей. И отец, который не защитил своего ребенка, – это преступник, он недостоин называться отцом, и его отлучают от церкви.
То есть вопрос вакцинации должен решаться путем ужесточения и на уровне Президента страны.
СПРАВКА "КАРАВАНА"
С января по начало ноября 2018 года в Израиле заболел корью 1401 человек, и болезнь продолжает распространяться – подобного в стране не происходило уже много лет. Недавно в Иерусалиме от кори умерла полуторагодовалая девочка, и это первый смертельный случай за последние 15 лет. Медики предупреждают, что вероятность заражения при контакте с больным корью составляет 90 процентов.
В связи с эпидемией в последние месяцы минздрав ужесточает требования по поводу необходимости прививок и грозит в законодательном порядке наказывать родителей, отказывающихся прививать своих детей. Соответствующая инициатива уже рассматривается в кнессете.
Помимо этого, в Израиле получили распространение частные и районные инициативы в детских садах, где руководство отказывается брать непривитых детей. Так, например, произошло в детсадах Рамат-ха-Шарона. Местный совет Мерхавима тоже объявил, что начиная с января 2019 года прием в ясли будет проводиться только по предъявлении книжки прививок ("пинкас хисуним"). И это далеко не единственная инициатива такого рода.
Проблема кори не является специфически израильской: эпидемия кори вот уже около двух лет бушует по всему миру, в первую очередь в Европе и на постсоветском пространстве. ВОЗ полагает, что причина таится в росте числа противников прививок.
Подробнее читайте здесь
Встреча с доктором Евгением Комаровским пройдет в Астане 30 марта, во Дворце мира и согласия, в 15.00.