Хотя что далеко ходить. При всей продвинутости Алматы, глядя на эфиры госканалов, также можно составить невыигрышное мнение о казахстанской действительности.
За дефицитом места в колонке опускаю свои мысли о трансляции национальной (!) лотереи “Алтын тага”. Публика в студии, будто собранная наспех с близлежащих улиц, девушка-ведущая, опоздавшая на прямой (!) эфир и говорящая невпопад… Этого ли достойны миллионы казахстанских телезрителей?
Недавно в эфире того же канала появился многообещающий проект “Екi жулдыз”. С уважением отношусь к труду людей, внедряющих новый для нас формат, но с первого раза я осилил только десять минут этого дива. Сколь сыро были представлены песенные номера, столь нединамично развивалось все действо в целом. Я даже ошибочно решил, что это прямой эфир. Ведь если передача идет в записи, то ее монтируют, то есть убирают заминки, оговорки ведущих и жюри и т.п. На деле же зрители имели полный набор того, что они видеть и слышать не должны…
В минувшую субботу, отложив дела и предубеждения, опять усадил себя за “главное шоу страны”. Судя по названию “Екi жулдыз”, каждая пара участников должна состоять из двух звезд. Одна звезда – профессионал в мире музыки, вторая – знаменитость из другой сферы. Может, я один такой ограниченный, но, хоть убейте, добрую половину участников шоу я едва знаю. Не говоря уже о том, чтобы назвать их на полном серьезе звездами.
Не меньше вопросов вызывала и другая группа – жюри конкурса. На этот раз в их число попали композитор, аранжировщик Ренат Гайсин, худрук ансамбля “Дос-Мукасан” Мурат Кусаинов, модельер Аккенже Девятко и кинопродюсер Сергей Азимов. Я уже даже не ожидал от них большого красноречия в комментариях к выступлениям конкурсантов (хотя в условиях развлекательного телешоу это, мягко говоря, не помешало бы), но их неединодушие в оценках, а потом и общие итоги удивили безмерно.
Тема программы была “Песни народов Казахстана”. И за что отчитали одну пару, исполнившую подборку песен, куда вошла и советская классика “Подмосковные вечера”, – мол, это не народная песня – фактически за то же вознесли другую. Выступившие в конце шоу молодой певец Ерболат Кудайбергенов и политик Танирберген Бердонгаров скорее решили взять количеством и собрали в кучу песни на разных языках. Пестро, с подтанцовками разных мастей в завершении своего “попурри” они (временами подглядывая в бумажку) исполнили замечательную песню, которую, однако, народной никак не назовешь. Но торжественный пафос и государственный флаг, появившиеся во время исполнения этой вещи на больших экранах, подействовали на жюри безотказно, которое уже и забыло, что судить надо прежде всего вокальные способности соревнующихся, а не их обертку. В итоге пара, выступившая средненько, получила высший балл, а состязание дуэтов напомнило смотр патриотической песни – формат, популярный в застойные времена СССР.
И если в творческом конкурсе люди путают “белое” с “мягким”, то остается только вспомнить одну латинскую поговорку, немного ее перефразировав: когда на арену выходит политика, музы молчат.
Артем КРЫЛОВ