Когда бомжуют студенты - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Когда бомжуют студенты

Когда бомжуют студенты

Так вышло, что последние трое суток мне пришлось "бомжевать". Выручало то, что днем - на работе, ночью... тоже в офисе.

  • 27 Августа 2007
  • 1226
Фото - Caravan.kz

Благо, работодатели попались понятливые. Пришлось срочно искать место, где можно было «перекантоваться» ближайштй год учебы.
И все это — в самый разгар «ловли» маклерами студентов и комнатосдающих бабушек. Впереди — очередной учебный год.
Будучи иногородней, в первые годы своей студенческой жизни, я жила в общежитии, неделями проходя медосмотры, заключающиеся в 10-часовом отстаивании очередей и 5-минутном «осмотре» живота и головы.
После этого следовал сбор печатей, опять выстаивание очередей, только уже на почте — в ожидании минуты, когда можно будет оплатить за проживание. Причем оплата с каждым годом растет, видать, согласно с учетом «роста» стипендий.
К примеру, стоимость проживания в общежитии одного из довольно известных государственных вузов Алматы, три года назад стоила 2,5 тысячи в год (!), на следующий год цена увеличилась вдвое, в прошлом же году возросла практически в 10 раз.
Но даже эти цены кажутся смешными, когда обзванивая всех своих друзей и знакомых, понимаешь, что иного выхода нет, как взять все в свои руки и самостоятельно искать место по объявлениям — для своего вороха джинсов, старого компьютера, пары чемоданов книг, записей и прочего барахла.
При этом встав перед дилемой: опять тратить драгоценное время на прессинг в очередях, крики комендантш, и заселяться за 20 тысяч в год в общежитие, чтобы точно к 11 возвращаться «домой», так как в противном случае тебя просто не запустят, либо платить те же 20 тысяч, но уже в месяц, значительно расширив временные рамки нахождения на «свободе».
В этом году я решила пойти по второму пути, отважившись искать квартиру, а также «сожителей», снимать с которыми однокомнатную квартиру стоимостью в 600 американских долларов в месяц было бы куда проще.
Изучив целую кипу газет с объявлениями о съеме и сдаче квартир, сначала обрадовалась — предлагались однокомнатные квартиры, оплата за которые не превышала 350 долларов.
Разумеется, добираться из «тамошних» мест приходилось бы часа полтора как минимум. Стоимость вариантов тех, что поближе, совсем пугала — до 1000 долларов в месяц. Куда там бедному студенту! Пусть даже работающему и имеющему в придачу двух верных друзей.
Хозяева такой драгоценной недвижимости зачастую выступают против того, чтобы она превращалась в комфортабельное «общежитие». Мой телефон буквально горел: обзвонив номеров 20, предлагающих «удобные» квартиры и по цене и по расположению, я поняла несколько истин.
Первая: большинство объявлений — простая ловушка для того, чтобы покупатели покупали сами газеты.
Вторая: в превалирующем большинстве по ту сторону телефонного провода находятся маклеры, либо их «содельники».
В моем случае, из 20 объявлений, гласящих о сдаче квартир или подселении к бабулечкам, в 13 случаях предлагать свои услуги стали маклеры.
— Здравствуйте, я звоню по объявлению о подселении. Каковы ваши условия?
— Нет уж, лучше ты расскажи, кто ты такая, чем занимаешься и где хочешь жить? (примерно такой диалог получился с некой Людмилой Евгеньевной, как впоследствии оказалось, мамой одного из маклеров частной риэлторской компании).
— Чем занимаешься, вредные привычки? — (ее допрос больше напоминал собеседование на звание «невестки». Узнав, что я журналист, стала задавать еще больше вопросов, а также буквально вопить в трубку: «Ну ты же журналист, спрашивай, спрашивай!», — перебивая при этом все мои вопросы). — Вот тебе телефон, позвони, скажи, что от меня. Тебе уже нашли бабушку. Вернее, комнату в двухкомнатной квартире, где-то в районе Джамбула-Ауэзова. 20 тысяч в месяц, ну еще тысяч 10-15 за услуги риэлторской компании. Как надумаешь, звони.
Мне, если честно, уже было не столь интересно решить свой квартирный вопрос, сколько посмотреть, как будет вести себя тот, чья профессия — риэлтор или маклер, в разных ситуациях называющий себя по-разному. Прежде всего, решила узнать, «что» это такое, и с «чем» его едят.
Риэлтор, или маклер, брокер, — специалист, в область профессиональных задач которого входит непосредственное общение с клиентами, работа с документами и базами предложений, показ квартир, ведение деловых переговоров по телефону и лично, организация сделок и их оформление. Главная цель деятельности риэлтора — заключение сделки с недвижимостью, решение задач, поставленных перед ним его клиентом.
Выходит задачей, которую я, сама того не зная, поставила перед риэлтором, позвонив по объявлению, стал поиск комнатки для обыкновенной студентки. Комната была найдена в течение 15 минут.
«Встречаемся в 18-00, без опозданий, идем знакомиться с бабушкой», — звучит голос «сердобольной» женщины, решившей меня устроить к одной «очень хорошей бабке, не берущей много бабок».
В напоре, с которым вела разговор риэлтор Светлана, чувствовался опыт: «Значит так, скажу сразу, у всех бабушек требования одни, чтобы поздно не возвращалась, не приводила мужиков, исправно платила деньги. Мы с тобой сэкономили, этой бабке достаточно 15 тысяч в месяц. Все остальные как взбеленились, требуют 20 тысяч. Еще бы, сейчас же самый разгар, студенты возвращаются».
Как оказывается, эти услуги являются второстепенным способом заработка риэлторов. Но даже на этом можно жить припеваючи. Согласитесь, делать за 15 минут обзвона и 30 минут собеседования с бабушкой и будущей «внучкой» 10 тысяч тенге сможет не каждый.
Основной метод заработка — сведение покупателей и продавцов квартир. И здесь уже нет конкретных цен. Все складывается из процентов от той стоимости, за которую «риэлтор» сможет «продать» эту недвижимость.
«В нашем частном агентстве проценты порой достигают 3-4 %, хотя в основном, мы работаем по 1%-му договору».
Получается, сегодня, когда стоимость однокомнатной квартиры в среднем достигает 100 тысяч долларов, Светлана получает 1000 долларов. В идеале при покупке квартиры риэлтор проверяет юридическую чистоту квартиры и помогает получить ипотечный кредит.
К тому же и в случае покупки, и в случае продажи квартиры на нем лежит функция сбора всех необходимых документов и собственно проведение сделки с ее госрегистрацией.
Если же вы решите сэкономить на комиссионных, то можете договориться о том, что документы будете собирать самостоятельно. Следует заметить, что риэлторская комиссия в Европе ниже, чем у нас, и составляет лишь 2-3%. Но специалист по недвижимости там и занимается только маркетингом, то есть организует продажу вашей квартиры или подбирает вам подходящий вариант. Для проверки истории прав, чистоты документов и улаживания всевозможных нюансов существуют адвокаты, без участия которых не обходится ни одна сделка. И на их гонорар тоже надо отвести 1,5-2% от суммы.
На российском рынке требования к риэлтору еще более жесткие.
В целом, прибегая к их услугам, мы платим за свой покой и сэкономленное время, которое провели бы в очередях, собирая различные справки, и за то, что в ближайшие лет несколько мы, быть может, будем спать спокойно, не ожидая, что придут отстаивать свои права обиженные бывшие собственники…
— Я смотрю, вы друг другу понравились. Ну как, будем заключать договорчик или разойдемся полюбовно?
Разошлись, полюбовно. В среду переезжаю. Пожелайте удачи. Ведь мы все — «белые и пушистые», когда нам это надо.
А история того, как там сложатся отношения между новоявленной внучкой и комнатосдающей бабушкой, быть может, станет темой новой статьи…

Фото с сайта http://www.a-realt.ru