Не могу сказать, что для Казахстана он являет собой нечто уникальное, так как похожий документ существовал на территории республики до распада Союза. В то же время интересно, что нового он принесет гражданам Казахстана.
Для начала хочу заверить, что кардинальных изменений в процессах создания семьи не предвидится. Многоженства не будет (возможно сейчас кто-то разочарованно вздохнет), но представим себе, что в Казахстане разрешили бы иметь трех жен, тогда пришлось ввести что-то вроде многомужества, дабы соблюсти равные права обоих полов.
Что касается однополых браков, то они запрещены и в новом документе (статья 12 пункт 1). Понятно, что такой большой документ как Кодекс не может включать в себя только проблемы заключения брака, большая его часть посвящена детям.
Итак, в новом документе будут нововведения, которые касаются непосредственно детей.
— Введение отдельных понятий по таким институтам, как «опека», «попечительство»;
— Установление требований к подбору патронатных воспитателей (статья 132). Так же есть список критериев, по которым нельзя стать воспитателем: лица признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; граждане, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (ст. 119).
— Установление порядка заключения, расторжения договора о передаче ребенка на воспитание (ст. 131). В данном случае предусматривается договор о передаче ребенка на воспитание, который предусматривает: условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатных воспитателей, обязанности органа опеки и попечительства по отношению к патронатным воспитателям, а также основания и последствия прекращения такого договора.
Что касается расторжения договора, то оно также возможно по инициативе патронатных воспитателей «при наличии уважительных причин (болезни, изменении семейного или материального положения, отсутствии взаимопонимания с ребенком, конфликтных отношений между детьми и других);
по инициативе органа опеки и попечительства при возникновении неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка;
в случаях возвращения ребенка родителям, передачи родственникам или усыновления (удочерения) ребенка».
В вопросах усыновления Кодексом предусмотрены отдельные статьи, закрепляющие обязанности претендующих на усыновление (80- 83). По большому счету в обязанностях прописаны такие простые истины, как забота о ребенке, его здоровье, физическом, психологическом и нравственном развитии. В то же время «усыновитель (удочеритель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им обязательного среднего образования».
Проект Кодекса сейчас составляет порядка 93 страниц и кажется на такой достаточно большой площади должно прописываться все, однако это нет так.
По мнению Андрея Андреева, директора ОО «Правовая инициатива», в первую очередь вызывает недоумение форма закона. Потому что это не Кодекс!
Кодекс — это свод законов, освещающий данную проблему. В данном случае речь идет про закон о браке и семье, только немного расширенный. В документ не вошли ни законы, ни постановления, которые в последнее время были приняты. Например, закон о государственных пособиях, правила организации образования для детей и сирот, положения об органах усыновления и попечительства и т.д.
В проект Кодекса должны быть внесены положения о бытовом насилии в семье, так же были надежды, что в документ попадут такие вещи как семейные суды в отношении детей.
Существуют большие проблемы в области усыновления детей, которые ставят не в одинаковое положение потенциальных усыновителей. Например, людей с ограниченными возможностями, мужчин и женщин, не рассматривают и многие другие категории. Допустим, расширен перечень тех лиц, которые не могут стать усыновителями, в нем есть туманные моменты. Не могут являться усыновителями мужчины, не состоящие в браке, а женщины могут (ст. 86 п. 12), или не могут лица, проживающие в странах или регионах с неблагоприятными условиями (ст. 86 п. 10).
Что такое «неблагоприятные условия», почему и по какой шкале они будут определяться? Если брать Казахстан, то наши граждане, если они проживают на территории Восточно-Казахстанской области, Аральском регионе, уже теоретически не имеют права на усыновление, потому что живут в зонах экологического бедствия. Получается дискриминация даже по месту проживания.
И еще один момент: неправительственные организации возлагали по части кодекса надежду на алиментные обязательства. Как мы знаем, они у нас очень плохо работают.
На круглом столе в Астане генеральный прокурор сказал, что за 2006 год по всему Казахстану по алиментным обязательствам было выплачено 55 000 тенге, и тенденция повального уклонения от них продолжается. В данном случае хочется обратить внимание на практику стран России и Киргизии, где государство само разыскивает алиментщиков. На это рекомендует обратить внимание г-н Андреев.
В принципе мы давно уже привыкли к кому, что представители НПО инициируют поправки в различные нормативно-правовые документы. Однако на несовершенство Кодекса обращают внимание и представители государственных органов. Так по мнению Айгуль Шопшекбаевны Шопшекбаевой, заместителя начальника управления общественной безопасности ДВД г. Алматы, у нас в государстве не развита сеть социальных работников. Сейчас они находятся при школах, их задачи узко направлены, а на самом деле круг работы социальных работников не определен, и наши дети оставлены на произвол судьбы. Ими занимаются полицейские, хотя это не входит в их обязанности.
К сожалению, у нас есть такие семьи, к которым вынуждены принимать крайние меры, такие как лишение родительских прав в том числе и за жестокое обращение с детьми. На сегодняшний день эта мера применена к 58 семьям. Поэтому очень важен сейчас законопроект «О бытовом насилии» после принятия который найдет свое отражение в Кодексе о браке и семье.
Понятно, что иногда действительно надо идти на вынужденные меры, и чтобы спасти ребенка — определить его в государственное учреждение. Но пока не существует механизмов для восстановления семьи. Вы сейчас скажете, что если родители захотят воспитывать ребенка, им достаточно изменить образ жизни или найти работу. Может быть и так. Но не стоит исключать варианты, когда нужна поддержка со стороны (расставание с вредными привычками, социальная адаптация и т.д.). В этом случае пока также нет государственного механизма, который бы помогал воссоединиться семье. Ведь как бы и где бы ни было хорошо, лучше чем в родной семье не будет никогда…
Рисунок с сайта http://www.altairegion22.ru