Клиповое мышление и погружение в невежество: как Казахстан стал нечитающей страной - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Клиповое мышление и погружение в невежество: как Казахстан стал нечитающей страной

Клиповое мышление и погружение в невежество: как Казахстан стал нечитающей страной

Почему казахстанцы стали мало читать, и чем это чревато в глобальных масштабах?

  • 21 Апреля 2022
  • 1110
Фото - Caravan.kz

Интерес к литературе у казахстанцев стал минимальным, отмечают авторы qmonitor.kz. Ссылаясь на данные Бюро нацстатистики и других открытых источников, издание пишет, что за 2019 год (последние два года были не показательными в силу ограничений, вызванных пандемией) казахстанцы купили книжной продукции на общую сумму 13 миллиардов тенге – это почти на два миллиарда меньше, чем годом раньше, и примерно столько же, сколько и в 2016-м, и в 2017-м. Выходит, что среднестатистический житель нашей республики за весь год потратил на приобретение книг 702 тенге, или 1,9 доллара по тогдашнему курсу. Для сравнения: в  России и Китае этот показатель составил соответственно 7,9 и 8,6 доллара, или в четыре-пять раз больше. Хотя средний уровень доходов населения во всех трех названных странах вполне сопоставимый. 

И уж вовсе катастрофически низкими, подчеркивают авторы, выглядят расходы казахстанцев на фоне затрат граждан наиболее развитых государств мира. Вот данные за 2020-й: среднестатистический житель Германии купил книг на 110 евро (примерно 125 долларов), Японии – на 12980 йен (118 долларов), США – на 79 долларов. Это в 40-70 раз больше, чем у нас. К слову, в целом ряде стран Запада доходы книготорговли в 2020-м по сравнению с предыдущим, допандемийным, годом не только не сократились, но даже увеличились – люди стали чаще покупать литературу через интернет-магазины с доставкой на дом. Тогда как в Казахстане они упали с 13,0 до 9,5 миллиарда тенге, или почти в полтора раза. Иначе говоря, жители западных стран, оказавшись в вынужденной самоизоляции, стали чаще обращаться к книгам, чего не скажешь о нас.

Авторы подчеркивают, что 702 тенге на каждого казахстанца – уже сама по себе мизерная цифра. А если еще учесть, что от 70 до 80 процентов расходов приходится на учебники и учебные пособия, а также специальную литературу – медицинскую, юридическую, по экономике и т.д.? Выходит, на художественные произведения, включая детские, каждый житель страны тратит в среднем самое большее 200 тенге. На эти деньги даже одну маленькую книжку не купишь. А более или менее солидный томик стоит как минимум две тысячи тенге. То есть можно сказать, что на десятерых казахстанцев приходится одна такая книга, купленная за целый год. Причем это в массе своей российские издания, доля которых в общем объеме продаваемой у нас литературы превышает две трети, а если брать только художественную, то их удельный вес достигает 90 процентов.

То, что казахстанские школьники не дружат с книгой, находит отражение и в результатах, показываемых ими в ходе сдачи тестов PISA. Скажем, по итогам этого международного исследования, проведенного в 2018-м, последнего на данный момент, средний балл казахстанских учащихся по читательской грамотности составил 397 – ровно на 100 меньше, чем в среднем по ОЭСР (около четырех десятков наиболее развитых государств мира), что соответствует более чем трехлетнему отставанию. Выше нас расположились даже такие страны, как Азербайджан, Таиланд, Босния, Албания, Катар и другие. Для сравнения: по математической грамотности наше отставание от ОЭСР намного меньше – 66 баллов, говорится в публикации отечественного издания. 

Безусловно, в нынешнее время книги по ряду аспектов проигрывают аудиовизуальным источникам информации, но тем не менее приведенная выше статистика рисует далеко не самую позитивную картину, особенно в сопоставлении с другими государствами. Но насколько серьезна эта проблема в глобальных масштабах? Уместно ли в этом ключе рассуждать о таком явлении, как массовое обескультуривание? Как нам выбраться из этого застоя, и каковы пути решения? Об этом корреспондент медиа-портала Caravan.kz порассуждал вместе с представителями экспертной среды.

О массовом обескультуривании говорить не стоит

Преподаватель русского языка и литературы Ольга Михеева считает, что слабый интерес подростков и молодежи к чтению нельзя считать определяющим показателем оглупления подрастающих поколений.

«Безусловно, как показывает статистика и окружающий нас новый мир, количество людей, читающих книги в бумажном формате, резко сократилось. И связано это прежде всего с электронными устройствами, гаджетами, интернетом. Люди теперь читают и черпают информацию из электронных источников. Другой вопрос: качество, достоверность, умение использовать эту информацию для пользы общества и своего развития. Но о массовом обескультуривании, конечно, говорить не стоит

Если речь идет о чтении художественной литературы молодежью и подростками, картина может показаться удручающей, но это не говорит о том, что современные подростки стали глупее, просто они другие, у них другое мышление: им не надо заучивать информацию-они найдут ее в Интернете, они загуглят, проверят и сделают свои выводы, поэтому теперь у молодежи нет такого отношения к авторитетам, как раньше, они понимают, что взрослые могут ошибаться», подчеркнула эксперт.

Исходя из своей практики преподаватель отметила, что современные школьники, действительно, проявляют меньший интерес к классической литературе.

«Их ритм жизни и постоянное нахождение в социальных сетях не способствуют тихому времяпрепровождению с книгой в руках. Но педагоги сегодня прилагают все усилия и методические приемы, чтобы заинтересовать, увлечь, вызвать читательский интерес у подростков, положительное отношение к чтению и главное – к нравственным ценностям. И, работая с современными школьниками, могу сказать, что современные инновационные технологии в образовании в этом отношении эффективны, особенно технология развития критического мышления через чтение и письмо»,сказала преподаватель.

Вместе с тем Ольга Михеева не спешит давать критическую оценку ситуации.

«У нас талантливая перспективная молодежь, и государство способно направить все усилия, чтобы не допустить интеллектуального и духовного истощения нации. Нам же следует воспитывать в подростках интеллектуальных читателей.

Некоего «универсального» рецепта касательно авторов, жанров и объемов прочитанного, на мой взгляд, нет. Это зависит от возраста, интересов, жизненной ситуации человека. Мы обращается к разным книгам в разное время. Сейчас, опять же в Интернете, можно найти рекомендации типа «100 книг, которые должен прочитать каждый человек», прочесть отзывы о книгах, аннотации. Поэтому важнее приучить себя к чтению и сделать чтение частью своей жизни»,подытожила наша собеседница.

 

Подростки привыкли к коротким видеороликам и поверхностному восприятию информации

По мнению преподавателя русского языка и литературы Сауле Жуйрекбаевой, современному поколению по большому счету присуще клиповое мышление, что само по себе отодвигает увлечение литературным процессом на второй план.

«Конечно, люди стали читать меньше, в особенности подрастающее поколение. Если говорить о 10-11 классах – ученики читают плохо. А вот 13-14-летние дети читают книги, но качество предпочитаемых ими книг зачастую вызывает вопросы. Порой это книги-однодневки, где нет особого сюжета, где допущено много речевых ошибок, где авторы местами будто бы не владеют литературным процессом. Часто эти книги построены на диалогах или описании действия без больших и глубоких рассуждений писателя, без оценки и морально-нравственных размышлений, что в значимой степени присуще классическим литературным произведениям.  

Поэтому, на мой взгляд, в какой-то степени можно говорить и об обескультуривании.

Психологи давно говорят о том, что формируется клиповое мышление – когда человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Так и современный ребенок, подросток привыкают к коротким 40-секундным или минутным роликам. Люди привыкают к поверхностному восприятию информации, не углубляясь в суть. На мой взгляд, многим уже довольно трудно дается чтение книги с созданием образа в своих мыслях – им куда проще получить готовый образ. Сначала – просмотр фильма, а потом, если есть необходимость – чтение книги»,обозначила свое мнение Сауле Жуйрекбаева.

 

«Зачем забивать голову тем, что не приносит денег?»

Казахстанский эксперт и общественный деятель Мурат Телибеков в свою очередь убежден, что в настоящее время общество и вправду переживает процесс культурной деградации, но и чересчур драматизировать в этой ситуации не стоит.

«Очевидно, что Казахстан сегодня не является читающей страной. Да, согласен, что в определенной степени идет процесс культурной деградации. Впрочем, я не стал бы драматизировать ситуацию. Цивилизация в определенные отрезки истории как будто устает от культурного груза минувших поколений и вновь погружается в невежество. По-видимому, таковы законы эволюции. У меня перед глазами картины московского метро в советский период. Тысячи людей, уткнувшихся в книжки и не замечающих никого вокруг. Помню, меня это поразило. Было в этом что-то ненормальное. Сегодня вместо книжек у людей в руках смартфоны. Что объединяет две эти картины? Полная отстраненность и равнодушие к окружающему миру. Читающий человек – не всегда символ высокого интеллекта и духовности», сказал Телибеков.

Эксперт подметил, что чтение книг стало непопулярным по ряду объективных причин.

«Самая главная из них – массовое распространение аудиовизуальной информации. Зачем покупать газеты и журналы, если все новости можно бесплатно узнать в Интернете. Изменились культурные ценности, нравственные ориентиры. Раньше социальный статус во многом определялся суммой знаний и хорошими манерами. Это мотивировало человека читать классическую литературу, ходить в театры и филармонии. Сегодня ценность личности определяется его финансовым положением – чем больше денег, тем больше уважения оказывает социум. В Европе и Соединенных Штатах общество избежало таких потрясений, поэтому система ценностей осталась неизменной. Приведу яркий пример. Несколько лет назад я преподавал в Центрально-Азиатском университете, который закончил бывший аким Алматы. Помню, это был самый слабый и посредственный студент. И что вы думаете? В итоге он возглавил южную столицу, а талантливые студенты стали клерками у него на побегушках. Когда в обществе царят законы джунглей, люди поневоле принимают образ жизни приматов», описал свое видение эксперт.

Общественник высказал мнение, что немаловажную роль играет расстановка приоритетов молодого поколения. 

«Я долгие годы занимался педагогической деятельностью и неплохо знаю умонастроение молодежи. Она стала более меркантильной, прагматичной, впрочем, как и все общество в целом. Поэзия и художественная литература никого не интересуют. Логика у людей очень простая – зачем забивать голову тем, что не приносит денег?! От знания стихов Абая или Пушкина богаче не станешь, «Мерседес» не купишь, квартиру не арендуешь. Глядя на них, у меня порой возникало ощущение, что у людей атрофировались отдельные участки мозга. Я мог рассказать аудитории трагический случай, в результате которого покончила жизнь самоубийством молодая девушка, и наблюдать на лицах полное отсутствие эмоций, сочувствия, переживаний, жалости… Меня это злило, выводило из себя. В такие минуты я ненавидел их, ибо видел перед собой не людей, а механических роботов. Конечно же, не все такие. Но преобладающее большинство людей что-то безвозвратно утратило.

Как нам выбраться из застоя? Вопрос резонный и в то же время странный. Вы уверены, что люди хотят из него выбраться? Вам не приходила в голову мысль, что такое положение многих устраивает ? Глупыми людьми легче управлять. Об этом недавно очень откровенно высказался российский государственный деятель Герман Греф. Чиновник без тени смущения заявил на международной конференции: «Нельзя простых людей допускать к знаниям!  Испокон веков это был удел избранных». 

Можно ли разработать универсальный рецепт просвещения? Мне на память приходит высказывание эмира Дубая: «Тяжелое время рождает сильных людей. Сильные люди создают легкие времена. Легкие времена рождают слабых людей. Слабые люди создают тяжелые времена». Невозможно в отрыве от политических вопросов решить проблемы просвещения. Как можно взрастить грамотное, высоконравственное поколение, если, к примеру, сфера образования отдана на откуп необразованным людям, озабоченным только личной наживой. Мне бесконечно жаль школьных учителей. Представьте себе, что чиновники, ни дня не проработавшие в школе, приходят и учат искусству педагогики учителя, за плечами которого 40 лет работы в школе. То же самое происходит и в сфере высшего образования. Недавно я беседовал с бывшим ректором одного университета. Он с гордостью заявил мне, что покинул пост руководителя, наполнив кассу университета до 100 000 долларов. Ему даже в голову не пришла мысль, что главная миссия университета не в том, чтобы зарабатывать деньги. Наверное, главный рецепт просвещения заключается в том, чтобы не допускать таких людей к рычагам управления. Увы, сегодня они везде и всюду»,резюмировал Телибеков.

 

Можно только надеяться и верить, что казахстанцы, уткнувшись в смартфоны, запоем читают там литературные произведения

По мнению политолога Аскара Нурши, проблема отсутствия пропаганды чтения касается не только Казахстана, но и ряда других государств, передавал spik.kz.

«Мое поколение и поколение более старших людей воспитаны в других традициях. Книги для нас были важным источником информации, времяпровождения и обсуждения. Но мир изменился. Не такая уж плохая идея – переносить литературу на аудиовизуальные носители. Кроме того, данные, которые сейчас имеются, не позволяют сделать точных выводов о том, читающая у нас нация или нет. Напомню, что мы считаем тиражи изданий на бумаге, но не владеем статистикой гигабайтов информации, которую потребляют наши сограждане в Интернете. Можно только надеяться и верить, что казахстанцы, уткнувшись в смартфоны, запоем читают там литературные произведения.

С одной стороны, чтение книг – это личное дело каждого, причем сугубо добровольное. С другой – если нам нужна читающая интеллектуальная нация, то необходимо показывать пример. А теперь вспомните, когда вы в последний раз видели чиновника, скажем, заходящего в библиотеку или самостоятельно пишущего книгу? В современном мире полностью отсутствует пропаганда чтения. И я сейчас имею в виду не только Казахстан, но и ряд других стран», – подчеркнул политолог.