И вот итог – и так невеселое настроение жителей провинций, омраченное слякотной погодой, окончательно портят стеклянная, керамогранитная и алюкобондная облицовка ресторанов и супермаркетов, такая модная сегодня на рынке стройматериалов, но такая непрактичная – требующая чуть ли не ежечасной чистки, особенно в условиях нашей экологии – пыльных бурь, обусловленных сухим климатом, и заводского дыма.
Владельцы крупногабаритных объектов, те, что посовестливее, борются с грязью своими силами, покупая на прибыль от продаж или на вырученные от арендаторов средства дорогостоящее моющее оборудование. Но это не выход для всех. Как заставить бизнесменов содержать в чистоте фасады зданий, и есть ли перспектива развития клининг-индустрии в маленьких городах – разобраться в ситуации нам помогли предприниматели, коммунальщики и даже простые граждане.
С первых же шагов расследования нам стало ясно, впутывать бюджетные средства в такого рода услуги, власти не собираются – многоэтажные здания, о которых идет речь, имеют частную форму собственности, и этим все сказано. Дескать, не должно и не будет государство оплачивать работу фирмы, которая чистит фасады магазинов и кафе, такой статьи расходов казенных денег не предусмотрено.
— Существует множество строительных фирм, на балансе которых – подъемники с люльками, промышленное альпинистское снаряжение и другое оснащение, позволяющее производить мойку лицевой части «высоток», — говорит Самат Мурзатаев, начальник ГУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог» г. Темиртау. – Используя эти нехитрые приспособления, подрядчики выполняют, скажем, покраску фасадов жилых домов, расположенных на красных линиях города, за один квадратный метр выполненных работ государство (или другой источник, взявший на себя такие обязательства согласно меморандуму) кладет в карман компании от 2,5 тысяч тенге и выше. Понятно, что мойка – мероприятие менее затратное, но закон есть закон – частник обязан самостоятельно содержать свой объект, доля бюджетных инвестиций в содержание объектов малого и среднего бизнеса не должна превышать нулевой показатель.
Об открытии муниципальных предприятий, которые бы существовали за счет частичных вливаний государственных средств и вложений предпринимателей — тоже ни слова. В маломасштабных населенных пунктах, по словам Мурзатаева, только тогда начнет функционировать КГКП, специализирующиеся на мойке фасадов, когда в периферийных городках, по примеру Астаны или Алматы, будут построенные многоэтажные сооружения государственной формы собственности.
Тем временем владельцы размышляют – на «нет» и суда нет, помощи ждать неоткуда, а собственного капитала на такую роскошь им не хватает, увы.
— Мы не «мылись», не «моемся», и не будем этого делать, — говорит Артем Филатов, представитель владельца одного из крупнейших торговых центров. – Слишком это затратно.
Вопиющих примеров грязных зданий, портящих внешний вид наших городов – уйма, вспомните хотя бы знаменитую «Пирамиду» в Караганде – шахтерской столице — пирамидальное здание сплошь из стекла было возведено несколько лет назад, трудно было не заметить через насквозь прозрачные стены, как из кабинета в кабинет снуют офисные работники, сейчас объект покрылся толстым слоем тонировки из пыли и сажи. Бизнесмены в один голос утверждают – «купать» здание – занятие бесполезное и очень дорогое.
Газеты и журналы кишат рекламой. С наступлением лета на предпринимателей мелких городов обрушивается множество предложений от фирм, базирующихся в областных центрах или столице страны, – слава богу, что хоть там развита эта промышленность. Спектр услуг – самый широкий – от продажи ковриков под ноги, диспенсеров, туалетной бумаги и салфеток – всего, без чего не существует сегодня ни один офис, до, разумеется, мойки специальными составами и ветошью полов, посуды и даже фасадов. Цена – ошеломляющая – помыть один квадратный метр облицовки стоит 250 тенге. Мало, если не учитывать объем работы.
— Только стеклянная витражная часть моего магазина занимает 840 квадратных метров, не считая торцевой алюкобондной кладки, за ней нужен меньший уход, — рассказывает Ирина Камалихина, директор торгового дома в Темиртау. – Значит, я должна заплатить 210 тысяч тенге, чтобы почистить лицо здания? Это не целесообразно, даже беря во внимание, что 40% из 5600 квадратных метров внутренних помещений магазина находятся в аренде, стоимость которой – от 1,5 до 2 тысяч тенге, и мы, в принципе, можем себе позволить выбросить 210 тысяч на ветер. Но чтобы избежать огромных затрат, четыре года назад мы приобрели четырнадцатиметровую телескопическую вышку, подобную той, которая используется для монтажа растяжек на билборды. Один раз в год – преимущественно в теплый день лета — техперсонал в составе 13 человек занят чисткой фасада и окон, используя резиновые тряпочки без мыла или порошка. Бывшее в употреблении оборудование обошлось администрации в 14 тысяч долларов США. Произведя вычисления, можно догадаться, что оно давно окупило себя – за четыре года мы бы отдали фирмам-мойкам 22 тысячи долларов.
Значит, дело не в недостаточном капитале бизнесменов-провинциалов, дело в их скупости? В «Ассоциации содействия развития частного предпринимательства в Республике Казахстан» объясняют – во всем опять же виновата структура власти. Таков менталитет у казахстанцев – мы пока выбираем магазины и рестораны не по внешнему виду, а по разнообразию товаров и услуг, которые они предлагают. Другими словами, если в супермаркете продают все от носовых платков до мебели – разве мы пройдем мимо него, будь он не мыт хоть сто лет? Это первое, но есть и второе, не менее важное – пока государство не сочинило закона, обязывающего частников по правилам благоустройства чистить фасады своих объектов.
— Последних нельзя обвинять в жадности, да, они имеют колоссальные доходы с аренды отделов, стоимость которой порой достигает 4000 тенге за один квадрат. Но мало кто знает, сколько они тратят на покупку электроэнергии и какие платят налоги, — говорит президент Ассоциации Владимир Быков, имея ввиду, конечно, немеряные расходы предпринимателей.
Но разве проблемы бизнесменов должны каким-то боком касаться рядовых горожан?
Лев Тарасенко, арендатор кафе:
— Бизнесмены просто не хотят вкладывать деньги в содержание своих зданий, они привыкли получать деньги, а отдавать – не привыкли, нужно переделывать их сознание.
Татьяна Ельчищева – продавец в отделе мужской одежды:
— Город у нас серый, некрасивый, и все из-за грязных фасадов. Почему мы должны смотреть на это?
По словам Владимира Анатольевича Быкова, клининг-бизнес на «отшибе» нерентабелен, многие предприниматели пытались открыть клининг-компании на малозаселенных территориях Казахстана, но все тщетно – спрос на их услуги невелик все по тем же причинам – владельцы, сами себе хозяева, не желают расходовать прибыль на мойку фасадов объектов собственности. Однако, если подойти к проблеме правильно – организовать фирму из двух человек – уборщиков, менеджеров и совладельцев в одном лице, купить недорогостоящее оборудование, взять за основу свободный график работ, стартовый капитал такого бизнеса – составит 8-10 тысяч долларов, а доход окупит затраты уже за полгода. Такое предприятие сможет иметь большую прибыль, даже оценивая один квадратный метр работ в 150 тенге – такая цена заметно увеличит число «клиентов» фирмы.
— Но, как всегда, для открытия своего дела нужна регистрация предприятия. Процедура эта стандартная, на нее следует отложить 200–300 долларов, — рассказывает Быков. — Открыть его возможно, имея минимум 8-10 000 долларов. С таким стартовым капиталом можно смело брать на обслуживание крупные жилищные, офисные или торговые центры. По оценкам специалистов, штат средней компании удваивается каждые полтора года. Рентабельность бизнеса внушает оптимизм – она составляет 20–25%, хотя до недавнего времени находилась в районе 40–50%. Таким образом, индустрия профессиональной очистки на данный момент перспективна. Но чтобы она была еще и выгодной, нужно уметь правильно организовать фирму. Прежде всего, необходим поиск клиента и ориентирование на его потребности. Да-да, прежде чем начать работу, нужно найти свою порцию грязи. А в условиях сложившегося рынка это не самая простая задача. Идеальная стратегия начала работы компании включает в себя приобретение минимального комплекта профессионального оборудования – специальных моющих пылесосов, телескопических швабр, вышек, альпинистского снаряжения, также понадобится водитель с собственным микроавтобусом для перевозки аппаратуры и самих уборщиков – при условии, если вы задумали сформировать большую компанию. Определив, на кого ориентирован бизнес, можно спроектировать структуру предприятия. Вашей правой рукой должен стать менеджер по работе с клиентами. Человеку, формирующему скелет бизнеса, следует платить хорошо. Вторым по важности сотрудником станет менеджер по подбору персонала, человек в этой должности не просто сотрудник отдела кадров, но и хороший психолог, умеющий быстро определить, можно ли доверить претенденту ту или иную работу. Привыкайте к тому, что текучесть кадров крайне велика. Это обусловлено тем, что данная профессия считается крайне не престижной – не каждый готов признаться, что работает уборщиком.
Для поддержания в работниках уверенности и корпоративного духа следует вводить систему поощрений, регулярно проводить собрания, объясняющие важность и солидность профессии квалифицированного уборщика. Непременно следует заказать униформу с логотипом вашей компании, она должна быть как минимум четырех видов – мужская и женская, зимняя и летняя. Во избежание конфликтных ситуаций сотрудники, помимо контракта, подписывают договор о материальной ответственности (за порчу или пропажу имущества заказчика) и договор о неразглашении коммерческой тайны.
Структура крупной компании выглядит примерно так: генеральный управляющий компании, коммерческий директор, директор по сервисному обслуживанию, диспетчер-секретарь, дневные и ночные менеджеры, бригадиры, собственно уборщики. Формирование комплекта оборудования и штата сотрудников, в конце концов, всегда зависит от конкретного объекта, сделавшего заказ. Действительно, расширение бизнеса напрямую зависит от поступающих заказов. Если схема их выполнения отработана, «клонировать» комплект оборудования и набрать дополнительных операторов не составит труда. Профессиональное очистительное оборудование не окупится, если использовать его только на одном объекте, оплачивать амортизацию оборудования гораздо дешевле, «химию» следует покупать также крупнооптовыми партиями, так выгоднее.
Вот вам готовый расчет – как начать «моющий» бизнес в глухомани и не прогореть, предпринимателям – все карты в руки. Нужно понимать, функционирующие на территории мелких городов клининг-фирмы решают сразу несколько задач: делают их чистыми, позволяют снизить оплату за обслуживание в сравнении с «приезжими», создают новые рабочие места.
Наша справка:
Европейская Федерация клининговой индустрии, представляющая сектор контрактного клининга на уровне Евросоюза, опубликовала результаты своего последнего широкого исследования. Оно показывает, что оборот денежных средств вырос на 3,21%, а количество компаний увеличилось на 2%. Рост прибыли от клининговой индустрии в три раза превышает рост ВВП. Количество компаний, работающих в клининговой отрасли, вновь увеличивается. Исходя из сравнительного территориального анализа, видно увеличение более чем на 2%. Согласно проведённому исследованию, более чем 2,7 миллиона людей заняты в сфере клининга в 17 странах Евросоюза. Это говорит об увеличении занятости населения. За редким исключением, уборку осуществляют преимущественно вне обычного рабочего времени людей. То же касается и уборки офисных помещений, применимо к коммерческим зданиям, частной собственности и общественным учреждениям.
фото с сайта profstroy-fk.ru